Что такое Стоицизм — определение, в чем суть учения стоиков, мораль и философия стоицизма

Обновлено 12 мая 2024 Просмотров: 167 227 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Философское отношение к жизни – одна из вещей, что помогают человеку пережить наиболее сложные моменты в процессе становления личности, справиться с кризисными периодами, извлекать из жизненных перипетий ценнейший опыт.

Скульптура

И чаще всего под таковым отношением к себе, жизни и миру подразумевают учение стоиков. Что это за учение, когда появились стоики и почему эти принципы, сформировавшиеся еще в античности, не утратили своей актуальности в наши «продвинутые» времена?

Определение понятия стоицизм — что это

Стоицизм — это:

  1. Направление в античной философии, ставившее своей задачей построение этики на основе сознательного подчинения господствующей в мире необходимости и требовавшее господства человека над страстями.
  2. В переносном смысле — стойкость, мужество в жизненных испытаниях.

Мало кто знает, что популяризация стоицизма, возникшего еще в 300 году до нашей эры, тесно связана со знаменитым произведением архитектурного искусства – открытой беседкой под названием Στοὰ Ποικίλη, что означало:

  1. Ποικίλη – «раскрашенный»;
  2. Στοά – «колоннада, стоя, портик».

Буквально и получилось «Расписной портик», больше известный в Афинах как просто Стоя. Основатель учения, Зенон Китийский, был слишком беден, чтобы построить школу для своих последователей, поэтому проводил лекции на каменных скамьях Стои, а его учеников стали потом называть стоиками.

Зенон Китийский

Примечательно, что еще за сотню лет до появления философской школы «зенонизма» название «Стоа Пойкиле» использовалось для обозначения кружка аэдов и прогрессивных литераторов, собиравшихся в том же месте.

Сейчас среди современников популярна несколько ограниченная трактовка учения Зенона.

То есть, обычно мы пользуемся довольно упрощенным определением, что стоицизм – это особая духовная твердость, принципиальность и мужество, проявляемые человеком в тяжелых жизненных ситуациях.

Возможно, это обусловлено тем, что в качестве самостоятельной дисциплины сегодня стоицизма как такового практически нет. Однако за несколько веков существования краеугольные идеи стоиков серьезно повлияли на взгляды последователей Платона, а затем и вовсе слились с неоплатонизмом.

Периодизация и эволюция стоицизма

При этом сложно не заметить яркие проявления стоических принципов в рамках той или иной философской школы. Если же говорить о классическом течении без примесей, специалисты выделяют три основных периода в истории его развития:

  1. Древняя (Ранняя) Стоя – с конца IV в. до середины II в. до н. э., с основными представителями в лице Зенона, Клеанфа из Ассы и его ученика Хрисиппа из Сол, а также Диогена Вавилонского;
  2. Средняя Стоя (стоический платонизм) – с середины II в. до конца I в. до н. э., во главе с такими заметными фигурами, как Панетий (родоначальник среднего стоицизма), известный астроном и географ Посидоний, а также Гекатон Родосский, которому приписывают авторство минимум шести трактатов по философии стоиков;
  3. Поздняя Стоя (римский стоицизм) – с начала нашей эры до II века включительно. В числе именитых представителей эпохи – Сенека (римский поэт и крупный политик), Эпиктет (бывший раб, основавший Никопольскую философскую школу), Марк Аврелий (уделял особое внимание этической составляющей стоицизма).
Периоды развития стоицизма и его лидеры

Некоторые из экспертов отмечают, что на излете II века можно наблюдать исчезающе-малую четвертую стадию развития – эпоху психологизма, скомпонованного еврейским эллинистом Филоном Александрийским под влиянием учений пифагорейцев и платоников. В дальнейшем классический стоицизм существенно повлиял и на аскетствующих гностиков.

Все учение стоиков базируется на практически ориентированной философии, конечная цель которой – развитие «прикладного» человеческого разума, помогающего в процессе познания истины.

При этом подразумевается и другая цель – обретение мудрости, крайне необходимой в решении вопросов логико-онтологической проблематики. В этом, собственно, и заключается этический идеал стоицизма, к которому его последователи должны стремиться всеми силами.

Истинные стоики: философия и суть учения

На фоне этого может показаться, что стоики «исповедовали» самодостаточность разума. Но нет: в то время как другие философские школы считали умение мыслить высшей привилегией человека, зенонисты утверждали, что интеллект – всего лишь инструмент, который в процессе познания окружающей действительности формирует истину.

Однако добиться успеха в познании истины возможно только при достижении определенной тождественности между измышлениями наблюдателя и сущностью объекта. Для этого необходимо задействовать все три предиката идеологии стоицизма:

  1. логику – как основную составляющую, которая дает обоснование как всеобщим законам разума, так и законам познания и бытия. При этом наиболее важными считались разделы, посвященные познавательным способностям – риторике (науке говорить) и диалектике (науке спорить);
  2. физику – как принцип осознания, что все сущее есть живая материя, но материя, управляемая божественным началом (Логосом). А поскольку человеческая судьба – это проекция Логоса, спорить с ней или выпавшими нам жизненными испытаниями – нет смысла. Чтобы достичь гармонии со своей судьбой, нужно преодолеть главное препятствие – подверженность страстям;
  3. этику – это самая существенная составляющая стоицизма, своеобразная автаркия наиважнейших понятий – добродетели и счастья. Воплощением идеала «носителей высшей добродетели» считается мудрец, абсолютно спокойно воспринимающий свою судьбу, какой бы она ни была, поскольку осознает, что она есть проявление благого промысла.
Основные идеи стоиков

Вот, если кратко, суть стоицизма, а тех, кто верил в такие идеи и следовал подобным принципам, называли стоиками. Тем не менее Википедия приводит еще одно значение этого слова:

Стоик – это человек, который умеет контролировать свои эмоции и не поддаваться страстям, способен безмятежно принимать свою судьбу, мужественно переносить любые испытания, стойко противостоять невзгодам и соблазнам.

Впрочем, стоики тоже позволяют себе испытывать эмоции, но только тогда, когда речь идет о действительно значимых вещах. При этом необходимо было следовать принципам каждой из базовых дисциплин учения.

Чтобы сделать учение более понятным и доступным для простых людей, в разные периоды последователи использовали для определения стоицизма яркие и привычные образы. В частности, Диоген Лаэртский, ссылаясь на размышления Зенона, представлял своим слушателям три ключевых элемента учения примерно так:

  1. логику – в виде надежной ограды;
  2. физику – в виде дерева, растущего под защитой этой ограды;
  3. этику – в виде плодов, наливающихся живительными соками на том дереве.

Из такого подхода затем и проистекли принципы, которые, кстати, явно прослеживаются и в других учениях, появившихся или возрожденных в эпоху Ренессанса. Например:

  1. Если не можете что-то изменить, просто примите это.
  2. Прежде чем говорить, осмыслите свое высказывание.
  3. Оставайтесь смиренным и будьте открыты для новых возможностей.
  4. Будьте справедливыми, а не суровыми и строгими.
Бицепсы

Отсюда можно сделать вывод, что стоицизм – философия личностного достоинства, способности разума воспринимать мир таким, каков он есть.

А что касается ключевых характеристик стоиков, то это прежде всего:

  1. практическая мудрость;
  2. умеренность;
  3. справедливость;
  4. смелость.

Идеализированные образы героев, правителей и святых непременно наделяют чертами, присущими верным последователям учения Зенона.

Примечательно, что в последующие века характерное для этой философии теоретизирование ограничилось только этикой и затем трансформировалось в моралистику. В таком виде стоицизм на какое-то время обрел статус ведущей идеологии в Римской империи, где и начал интегрирующее сближение с христианской культурой.

Вместо заключения

Стоицизм, построенный на сдержанности и способности принимать обстоятельства, и сегодня остается актуальным. Умение освободиться от страстей и подчинить собственную жизнь аналитическому и критическому мышлению – важная черта человека, которого можно назвать стоиком.

И это действительно так: каждому из нас необходимо сдерживать порывы – как плотские, так и духовные, – чтобы не утратить контроль над жизнью. В суждениях важно оставаться непредвзятым, ведь общество без справедливого решения вопросов будет уничтожено.

Ну а смелость проявляется не только на поле брани: умение не отступать перед повседневной рутиной – это тоже отвага!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Ваш комментарий или отзыв