Что такое Стоицизм — определение, в чем суть учения стоиков, мораль и философия стоицизма
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Философское отношение к жизни – одна из вещей, что помогают человеку пережить наиболее сложные моменты в процессе становления личности, справиться с кризисными периодами, извлекать из жизненных перипетий ценнейший опыт.
И чаще всего под таковым отношением к себе, жизни и миру подразумевают учение стоиков. Что это за учение, когда появились стоики и почему эти принципы, сформировавшиеся еще в античности, не утратили своей актуальности в наши «продвинутые» времена?
Определение понятия стоицизм — что это
Стоицизм — это:
- Направление в античной философии, ставившее своей задачей построение этики на основе сознательного подчинения господствующей в мире необходимости и требовавшее господства человека над страстями.
- В переносном смысле — стойкость, мужество в жизненных испытаниях.
Мало кто знает, что популяризация стоицизма, возникшего еще в 300 году до нашей эры, тесно связана со знаменитым произведением архитектурного искусства – открытой беседкой под названием Στοὰ Ποικίλη, что означало:
- Ποικίλη – «раскрашенный»;
- Στοά – «колоннада, стоя, портик».
Буквально и получилось «Расписной портик», больше известный в Афинах как просто Стоя. Основатель учения, Зенон Китийский, был слишком беден, чтобы построить школу для своих последователей, поэтому проводил лекции на каменных скамьях Стои, а его учеников стали потом называть стоиками.
Примечательно, что еще за сотню лет до появления философской школы «зенонизма» название «Стоа Пойкиле» использовалось для обозначения кружка аэдов и прогрессивных литераторов, собиравшихся в том же месте.
Сейчас среди современников популярна несколько ограниченная трактовка учения Зенона.
То есть, обычно мы пользуемся довольно упрощенным определением, что стоицизм – это особая духовная твердость, принципиальность и мужество, проявляемые человеком в тяжелых жизненных ситуациях.
Возможно, это обусловлено тем, что в качестве самостоятельной дисциплины сегодня стоицизма как такового практически нет. Однако за несколько веков существования краеугольные идеи стоиков серьезно повлияли на взгляды последователей Платона, а затем и вовсе слились с неоплатонизмом.
Периодизация и эволюция стоицизма
При этом сложно не заметить яркие проявления стоических принципов в рамках той или иной философской школы. Если же говорить о классическом течении без примесей, специалисты выделяют три основных периода в истории его развития:
- Древняя (Ранняя) Стоя – с конца IV в. до середины II в. до н. э., с основными представителями в лице Зенона, Клеанфа из Ассы и его ученика Хрисиппа из Сол, а также Диогена Вавилонского;
- Средняя Стоя (стоический платонизм) – с середины II в. до конца I в. до н. э., во главе с такими заметными фигурами, как Панетий (родоначальник среднего стоицизма), известный астроном и географ Посидоний, а также Гекатон Родосский, которому приписывают авторство минимум шести трактатов по философии стоиков;
- Поздняя Стоя (римский стоицизм) – с начала нашей эры до II века включительно. В числе именитых представителей эпохи – Сенека (римский поэт и крупный политик), Эпиктет (бывший раб, основавший Никопольскую философскую школу), Марк Аврелий (уделял особое внимание этической составляющей стоицизма).
Некоторые из экспертов отмечают, что на излете II века можно наблюдать исчезающе-малую четвертую стадию развития – эпоху психологизма, скомпонованного еврейским эллинистом Филоном Александрийским под влиянием учений пифагорейцев и платоников. В дальнейшем классический стоицизм существенно повлиял и на аскетствующих гностиков.
Все учение стоиков базируется на практически ориентированной философии, конечная цель которой – развитие «прикладного» человеческого разума, помогающего в процессе познания истины.
При этом подразумевается и другая цель – обретение мудрости, крайне необходимой в решении вопросов логико-онтологической проблематики. В этом, собственно, и заключается этический идеал стоицизма, к которому его последователи должны стремиться всеми силами.
Истинные стоики: философия и суть учения
На фоне этого может показаться, что стоики «исповедовали» самодостаточность разума. Но нет: в то время как другие философские школы считали умение мыслить высшей привилегией человека, зенонисты утверждали, что интеллект – всего лишь инструмент, который в процессе познания окружающей действительности формирует истину.
Однако добиться успеха в познании истины возможно только при достижении определенной тождественности между измышлениями наблюдателя и сущностью объекта. Для этого необходимо задействовать все три предиката идеологии стоицизма:
- логику – как основную составляющую, которая дает обоснование как всеобщим законам разума, так и законам познания и бытия. При этом наиболее важными считались разделы, посвященные познавательным способностям – риторике (науке говорить) и диалектике (науке спорить);
- физику – как принцип осознания, что все сущее есть живая материя, но материя, управляемая божественным началом (Логосом). А поскольку человеческая судьба – это проекция Логоса, спорить с ней или выпавшими нам жизненными испытаниями – нет смысла. Чтобы достичь гармонии со своей судьбой, нужно преодолеть главное препятствие – подверженность страстям;
- этику – это самая существенная составляющая стоицизма, своеобразная автаркия наиважнейших понятий – добродетели и счастья. Воплощением идеала «носителей высшей добродетели» считается мудрец, абсолютно спокойно воспринимающий свою судьбу, какой бы она ни была, поскольку осознает, что она есть проявление благого промысла.
Вот, если кратко, суть стоицизма, а тех, кто верил в такие идеи и следовал подобным принципам, называли стоиками. Тем не менее Википедия приводит еще одно значение этого слова:
Стоик – это человек, который умеет контролировать свои эмоции и не поддаваться страстям, способен безмятежно принимать свою судьбу, мужественно переносить любые испытания, стойко противостоять невзгодам и соблазнам.
Впрочем, стоики тоже позволяют себе испытывать эмоции, но только тогда, когда речь идет о действительно значимых вещах. При этом необходимо было следовать принципам каждой из базовых дисциплин учения.
Чтобы сделать учение более понятным и доступным для простых людей, в разные периоды последователи использовали для определения стоицизма яркие и привычные образы. В частности, Диоген Лаэртский, ссылаясь на размышления Зенона, представлял своим слушателям три ключевых элемента учения примерно так:
- логику – в виде надежной ограды;
- физику – в виде дерева, растущего под защитой этой ограды;
- этику – в виде плодов, наливающихся живительными соками на том дереве.
Из такого подхода затем и проистекли принципы, которые, кстати, явно прослеживаются и в других учениях, появившихся или возрожденных в эпоху Ренессанса. Например:
- Если не можете что-то изменить, просто примите это.
- Прежде чем говорить, осмыслите свое высказывание.
- Оставайтесь смиренным и будьте открыты для новых возможностей.
- Будьте справедливыми, а не суровыми и строгими.
Отсюда можно сделать вывод, что стоицизм – философия личностного достоинства, способности разума воспринимать мир таким, каков он есть.
А что касается ключевых характеристик стоиков, то это прежде всего:
- практическая мудрость;
- умеренность;
- справедливость;
- смелость.
Идеализированные образы героев, правителей и святых непременно наделяют чертами, присущими верным последователям учения Зенона.
Примечательно, что в последующие века характерное для этой философии теоретизирование ограничилось только этикой и затем трансформировалось в моралистику. В таком виде стоицизм на какое-то время обрел статус ведущей идеологии в Римской империи, где и начал интегрирующее сближение с христианской культурой.
Вместо заключения
Стоицизм, построенный на сдержанности и способности принимать обстоятельства, и сегодня остается актуальным. Умение освободиться от страстей и подчинить собственную жизнь аналитическому и критическому мышлению – важная черта человека, которого можно назвать стоиком.
И это действительно так: каждому из нас необходимо сдерживать порывы – как плотские, так и духовные, – чтобы не утратить контроль над жизнью. В суждениях важно оставаться непредвзятым, ведь общество без справедливого решения вопросов будет уничтожено.
Ну а смелость проявляется не только на поле брани: умение не отступать перед повседневной рутиной – это тоже отвага!
Ваш комментарий или отзыв