Что такое рекламация – определение и как её правильно написать

Обновлено 9 февраля 2024 Просмотров: 44 879 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие «рекламация» часто встречается в судебной практике по делам о поставке товаров и защите прав потребителей.

Люди без юридического образования обычно используют похожий, но более простой термин – жалоба.

Смайлики

Если вы знаете, как грамотно изложить на бумаге свои возражения, то сможете легко отстаивать права в отношениях с продавцами и подрядчиками.

В этой статье вы подробнее познакомитесь с рекламацией и найдёте образец её составления.

Определение термина рекламация — что это

В переводе с латинского языка слово «reclamatio» означает «громкое возражение». Сейчас термин применяется в гражданском и международном частном праве. Но поскольку легального определения рекламации в законах нет, то многие не знают, что это такое.

Правильно истолковать понятие помогает анализ судебных актов и договорно-претензионной практики компаний.

Рекламация – это адресованное продавцу (подрядчику, поставщику) требование потребителя устранить нарушение условий договора.

По сути, это разновидность претензии, но обладающая тремя отличительными признаками:

  1. Заявляется в период действия гарантийных обязательств. Обычно сроки прямо прописаны в договоре. А если нет, то возражение можно направить продавцу в течение 2 лет с момента покупки товара или получения услуги.
  2. Как правило, применяется в отношениях по договорам поставки или подряда.
  3. Содержит требование о реальном устранении недостатков, а не возмещении убытков или выплате денежной компенсации. Например, потребитель хочет, чтобы продавец заменил бракованную вещь, доукомплектовал технику или устранил поломку.

Некоторые юристы считают, что рекламация, претензия, жалоба и возражение – это синонимы. То есть, потребитель сам решает, как назвать своё требование к нарушителю.

Претензия

Поводом к написанию жалобы могут оказаться следующие действия со стороны контрагента :

  1. нарушение сроков поставки или оказания услуг;
  2. продажа вещей, качество которых не соответствует условиям договора, государственным или техническим стандартам;
  3. продажа товара не в полном комплекте;
  4. выявление недостачи по количеству или весу;
  5. резкое изменение цены без согласования с заказчиком;
  6. нарушение правил торговли.

В законодательстве встречаются и более узкие значения термина. Например, актом рекламации называют документ о несоответствии драгоценного металла отраслевым, государственным или международным стандартам качества.

Как правильно составить рекламацию

Рекламацию пишут по такой же схеме, как и претензию. Законодатель не установил строгие правила к форме этих документов.

Письмо можно напечатать на официальном бланке организации или обычном листе А4. На документах юридического лица требуется подпись руководителя. Печать ставить необязательно.

Главное – чтобы содержание письма было достоверным и юридически обоснованным. Для грамотного составления рекламации вы можете использовать образец, приведённый ниже.

Шапка письма

В верхней правой части нужно указать контактные данные адресата: Ф.И.О. лица или наименование компании, адрес. Можно дополнительно записать телефон и электронную почту.

Название документа

Обычно по центру пишут «рекламация», «акт рекламации» или «претензия». Строчкой ниже указывают, к какому договору относится требование (название, дата, номер).

Договор

Мотивировочная часть

В первом предложении нужно записать, какие отношения существуют между сторонами.

Например: «26.12.2018 года ИП Иванов А.Б. и ООО «Фабрика Л.» заключили договор поставки мебельных материалов».

Далее следует указать выявленные нарушения со ссылками на пункты договора, статьи нормативных правовых актов и конкретные доказательства (письменные, вещественные, показания свидетелей и т.д.).

Требование

В конце необходимо чётко сформулировать, что должен сделать контрагент и в какой срок.

Например: «В связи с вышеизложенным прошу произвести замену бракованных мебельных фасадов в количестве 2 шт. в срок до 01.02.2019 года». Дополнительно можно написать, что в случае неудовлетворения или ненадлежащего удовлетворения требований последует обращение в суд.

Реквизиты и приложения

Под текстом надо указать, кто составлял рекламацию, поставить подпись.

Ещё ниже перечислить документы, которые направляются вместе с письмом, с пометкой «Приложения».

Архитекторы

В качестве доказательств можно прилагать акты осмотра, экспертные заключения, фото и видеоматериалы.

Как направить рекламацию контрагенту

На практике рекламацию чаще всего направляют по почте заказным письмом. Указывают юридический адрес компании или последнее известное место жительства человека.

В судебной практике такой способ считается надлежащим извещением, даже если письмо так и не попало в руки ответственного лица (например, адресат намеренно скрывается, переезжая с места на место, или игнорирует сообщения с почты).

Другой надёжный вариант – отдать рекламацию лично в руки контрагенту или сотруднику его компании.

В таком случае надо заранее подготовить 2 экземпляра рекламации. На одном из них представитель нарушителя должен проставить личную подпись, дату и отметку о получении. Этот экземпляр вы оставляете себе, а второй отдаёте.

Закон не запрещает направлять рекламацию с использованием электронных средств связи. Например, на email или через социальные сети, мессенджеры.

Почта

Но в таком случае в суде будет труднее доказать, что извещение оказалось надлежащим.

Заключение

Таким образом, рекламация – это разновидность претензии, с помощью которой потребитель товара или услуги может восстановить нарушенные права. Например, оспорить качество поставленной продукции и потребовать замены.

Хоть в законодательстве нет чётких требований к рекламации, при её составлении нужно стараться излагать информацию грамотно, кратко и по существу. Ведь в будущем документ может оказаться на столе у судьи, если решить спор мирным путём не получится.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Комментарии и отзывы (1)

Михаил

У нас сам поставщик установил форму рекламации и памятку составил, как правильно её заполнять. Если причиной был брак, то нужно было сделать фотографии этих товаров, всё отправляли электронной почтой.

Ваш комментарий или отзыв