Что такое Пассионарность и кто такой Пассионарий: определение, суть понятий, значимость таких людей
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Деятельное отношение человека к окружающей действительности стало одним из самых нормальных и закономерных явлений в XXI веке.
Масштабные политические акции, флешмобы и гражданский активизм во всем своем многообразии сегодня имеют место практически ежедневно в десятках стран.
Чтобы лучше понять, что движет этими неравнодушными людьми, стоит поискать причины в небезызвестной концепции пассионарности. На чем она строится и как проявляется?
Понятие Пассионарность – что это за качество
Термин «пассионарность» – это, что называется, советское наследие. Само понятие ввел и активно использовал Лев Гумилев в своих трудах, посвященных ПТЭ (пассионарной теории этногенеза).
И хотя в те времена теория так и не встретила признания среди современников в научных кругах СССР (как, впрочем, и за пределами Союза), сегодня она обрела достаточную актуальность, чтобы стать одной из обязательных дисциплин во множестве вузов. А понятие о пассионариях ушло в народ и периодически всплывает в дискуссиях.
Суть этой теории вполне логична и при этом довольно проста: этносы, равно как и не связанные общими признаками люди, проходят через все антропологические фазы – рождение, развитие, старение и исчезновение.
Однако активные стадии этногенеза свойственны только особо значимым деяниям, оставляющим какой-то след – резонансным, запоминающимся, дающим конкретные результаты. Понятно, что такая деятельность будет абсолютно невозможна, если не затрачивать реальную энергию. Вот в этом и вся разница!
По теории Гумилева, люди всегда вбирали из мира некую энергию, необходимую им для выполнения обычных повседневных дел. Однако у пассионариев эта способность развита до такой степени, что их сил хватает для решения глобальных социальных задач, вплоть до изменения мира на физическом и ментальном уровне.
Так и появляются активные и рисковые граждане, которые генерируют идеи, ломают устои, становятся ядром развития социума. Таким образом, пассионарий – это увлеченный человек, имеющий определенные цели, направленные на изменение мира, и для их достижения он использует излишки своей энергии.
Но что это значит на деле? Гумилев, чтобы как-то обозначить эту энергию, ввел определение пассионарности, опираясь на латинское понятие «passio» – «страстность, страсть». Что касается получившегося прилагательного, то здесь уже основой послужило французское «passionner», что указывает на человека яркого, харизматичного, неординарного.
В буквальном переводе подразумевается, что пассионарный – это человек:
- разжигающий страсть;
- возбужденный;
- вдохновленный;
- увлеченный.
По заключениям Гумилева, чем больше пассионариев в том или ином этносе, тем активнее этот этнос.
В случае уменьшения числа пассионариев этнос как бы увядает, становится вялым и все более равнодушным, что неизбежно приводит к «рассыпанию» – этнос утрачивает ранее объединявшие его признаки и распадается на мелкие сообщества, тихо обитающие в привычном ландшафте.
Авторская классификация пассионариев
В рамках собственной теории Гумилев подразделил человеческую общность на несколько групп, в разной степени приспособленных к взаимодействию с миром и социумом. Одним из них были присущи нейтральные качества, другим – положительные или не очень. Но в основном это:
- гармоничность (базовый уровень) — равновесие со средой;
- субпассионарность (два отрицательных уровня) — пассивность, недостаточность энергии, склонность к лени и предательству, равнодушие (как отсутствие эмпатии), неспособность сдерживать свои желания;
- пассионарность (шесть верхних уровней) — предприимчивость, внутренняя устремленность, жертвенность, готовность к сверхнапряжениям.
Так, в частности, обыватели относятся к первой группе и составляют большинство; они просто подстраиваются под обстоятельства и помогают (или мешают) обществу функционировать.
Субпассионариям отводится роль этаких иждивенцев, которые потребляют ресурсы для безмятежного существования и не задумываются о будущем.
А вот разнообразие уровней пассионарности удивляет. Классический пассионарий:
- хочет позитивных изменений без риска;
- готов рискнуть в поиске удачи;
- в фазе надлома — это крупные деятели науки и искусства, забывающие об осторожности ради абстрактных идей, идеала;
- на уровне перегрева — действует с возможным риском для жизни;
- готов рискнуть жизнью, но не пойдет на гарантированную смерть;
- жертвенность — отдаст жизнь ради изменений к лучшему.
Гумилев не стеснялся приводить в качестве примера исторических персонажей. Так, пассионариями высшего уровня он назвал Жанну Д'Арк и Ивана Сусанина, которые пренебрегли инстинктами самосохранения и пожертвовали собой ради защиты народа и страны.
При этом, как подчеркивает автор концепции ПТЭ, немаловажен и такой момент: процессы этногенеза практически никак не коррелируют ни с экономическими обстоятельствами, ни с проблемами ментальности, поскольку эти факторы слишком неустойчивы и могут меняться в зависимости от степени пассионарного напряжения.
И парочка побочных эффектов
Впрочем, не стоит считать, что пассионарность – это однозначно положительное свойство.
Глобальные перемены на коротком временнОм отрезке нередко ведут к ухудшению уровня жизни. А если организованная пассионарием авантюра провалится, ее результаты могут оказаться существенно хуже, нежели ситуация на начало затеи.
Есть и другая сторона. Эмоционально богатая и идейно заряженная личность ставит некий идеал или лелеемые цели выше собственной жизни. Но как она отнесется к чужим жизням – близких людей и/или просто незнакомых окружающих?
Пассионарная деятельность не связана этикой по своей природе, может быть направлена как на созидание, так и на разрушение. Гумилев исключал лишь равнодушие, однако допускал выбор между радикальными противоположностями:
- творчество — разрушение;
- подвиги – преступления;
- любовь — ненависть и т.п.
Некоторые вполне способны жертвовать спутником на пути к цели длительного путешествия. Или убить владельца драгоценной статуэтки ради достижения процветания и обретения желанного богатства.
Немного объективности
Приписываемое Гумилеву авторство в «изобретении» термина «пассионарность» весьма сомнительно. Он просто позаимствовал его у испанских коммунистов, многолетним вождем которых была худенькая, но очень энергичная и харизматичная женщина с псевдонимом «Пассионария». Именно так – «страстная, страстоцвет» – называли однопартийцы свою идейную вдохновительницу Долорес Ибаррури.
Более того, как утверждает профессор Л.Клейн, друживший с Гумилевым чуть ли не полвека, Лев Николаевич выдвинул теорию пассионарности и этногенеза как собственное открытие, причем никаких доказательных выкладок она не содержала.
На самом деле эта идея разрабатывалась задолго до Гумилева, и сделано это было известным русским социологом, эмигрировавшим в Америку в 1922 году, – Питиримом Александровичем Сорокиным.
Создавая свою теорию, Сорокин отрабатывал каждое умозаключение на конкретном материале, используя энциклопедические данные о знаменитостях различных эпох и национальностей. Он рассчитывал среднестатистические показатели, сравнивал результаты, составлял наглядные таблицы. Ничего подобного в трудах Гумилева не было…
Тем не менее в целом пассионарии играют положительную роль. Они делают научные открытия, реформируют общество на политическом и социальном уровнях, ежедневно совершают подвиги, закрывая товарища от пули на войне или прыгая в ледяную воду, пытаясь вытащить незнакомца на берег.
Безусловно, некоторые чересчур страстные личности могут вдохновиться разрушительными идеями. Но это лишь еще один повод лучше воспитывать молодежь, чтобы та всегда выбирала конструктивные и социально безопасные решения.
Комментарии и отзывы (3)
Какая разница, как назвать увлеченных людей? Факт в том, что именно такие люди оставляют след в истории, что до энергии, то эти люди не получают лишнюю энергию, а просто рационально расходуют имеющуюся в распоряжении.
Думаю, люди уже приходят в мир с определенным уровнем энергии и жизненных сил. Этим уровнем и определяется их жизнь, а также способность влиять на окружающих.
«Безусловно, некоторые чересчур страстные личности могут вдохновиться разрушительными идеями. Но это лишь еще один повод лучше воспитывать молодежь, чтобы та всегда выбирала конструктивные и социально безопасные решения». Это странная фраза, чтобы не сказать, что неуместная ...
Пассионариями рождаются и при чем тут воспитание? И разрушение общественных заблуждений, старых парадигм необходимо, а если все будут правильно воспитанными, то они ничего не разрушат. А какое развитие без предварительного разрушения?
Ваш комментарий или отзыв