Что такое диалектика в философии — определение, история понятия, законы диалектики и современное восприятие
«Диалектика есть искусство (или же трюк)
взять две стороны и к ним приделать проблему».
Ханс Кудшус
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Диалектика – это понятие, смысл которого не то что не всем, а скорее даже никому не ясен до конца.
Разве что Гегель постиг всю его глубину, но доходчиво объяснить свое знание не смог, о чем и объявил на смертном одре: «Изо всех моих учеников только один понял меня, да и тот неправильно».
Определение понятия Диалектика — что это
Чтобы понять хотя бы азы диалектики, вернемся к истокам и проследим основные вехи становления этого понятия. Со времен своего появления в Древней Греции оно значительно усложнилось и обогатилось новыми смыслами.
Само по себе слово «диалектика» происходит от древнегреческого διαλεκτική, что в переводе означает «искусство спорить, вести рассуждение» (само это древнегреческое слово состоит из двух частей: διά — «через; раздельно» и λέγω — означающего «говорить, излагать»).
В общих чертах диалектика в философии – это теория о развитии бытия, где все закономерно и связано между собой, но при этом полно внутренних противоречий, благодаря которым и происходит развитие.
Если тяготеете к более сложным формулировкам, то вам может понравиться это определение диалектики:
Диалектическое направление философии развивается на протяжении истории человечества с античных времен, но в философии принято выделять три основных исторических этапа.
- Стихийная наивная диалектика древнего мира.
- Идеалистическая диалектика Гегеля.
- Материалистическая диалектика Маркса.
Стихийная диалектика античных философов
Началась с Гераклита Эфесского (544-483 гг. до н.э.), выразившего мысль, что:
основной закон бытия – это борьба противоположностей, в ходе которой что-то рождается, а что-то разрушается.
Искусство спора. Диалектика Сократа
Древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) оказал значительное влияние на развитие философии, но при этом не оставил после себя письменных трудов, т.к. свои размышления предпочитал озвучивать в устных беседах. Именно Сократу принадлежат слова «В споре рождается истина», а для постижения истины необходимо искусство спора.
Для Сократа диалектика (dialektike techne) – это такое искусство построения беседы, когда в суждениях оппонентов последовательно выявляются противоречия, на каждый аргумент находится контраргумент, только таким образом возможно рождение истины, появление нового знания.
Сократовский метод ведения интеллектуальных споров базируется на трех главных принципах:
- Ирония. «Я знаю, что ничего не знаю», — сказал Сократ. За этим кроется факт, что человек, стремящийся к познанию истины, должен быть открыт к новому, не быть самонадеянным и закостенелым. Ирония для Сократа – насмешка над самонадеянностью.
- Майевтика. Истина рождается в ходе отбрасывания фальшивых, ложных представлений. Это похоже на чистку лука от шелухи. Сократ называл себя акушеркой, потому что принимал роды истины у своих учеников в ходе диалогов с ними. Родить истину может только сам человек, пропустив ее через себя, задача преподавателя – помочь истине родиться.
- Индукция. Недостижимость истины провоцирует непрерывное движение к ней.
Сократ ввел термин диалектика, говоря об искусстве ведения спора. Платон и Аристотель развивали учение Сократа в своих поисках источника развития мира.
Параллельно в древнекитайской философии даосисты вывели понятие Инь и Янь – единство противоположностей, неразрывное начало всего сущего.
Средние века и Ренессанс дополнили и расширили понятие диалектики, мыслители того времени (Б. Спиноза, Р. Декарт, Д. Бруно) изучали природу с позиции ее целостности, в которой сосуществуют внутренние и внешние связи и противоречия.
Но все же тогда преобладала упрощенная картина мира, где явления предпочитали анализировать обособленно.
Идеалистическая диалектика Гегеля
Огромный вклад в учение о диалектике внес немецкий философ Георг Гегель (1770—1831 гг.), который считал, что в основе всего сущего лежит абсолютная идея, находящаяся в постоянном движении и развитии. Смысл эволюции в самореализации абсолютной идеи, а движущая сила этого процесса рождается из борьбы противоположностей.
Гегель выводит диалектическую триаду: тезис – антитезис – синтез
Любое развитие происходит по этой схеме – выдвигается тезис, но на каждый тезис найдется свой антитезис, а это неминуемо вызывает конфликт.
Синтез примиряет эти два противоположных начала, приводит их к компромиссу и гармоничному единству, вследствие чего рождается новая сущность. Так может продолжаться до бесконечности.
Ярким примером диалектической триады Гегеля является любая революция, где тезис – условия одного социального слоя, антитезис – условия другого слоя, а синтез – это рожденный в борьбе новый политический строй, вобравший в себя элементы противоборствующих начал.
Законы диалектики
Отвечая на важнейшие вопросы диалектики, Гегель сформулировал 3 ее закона.
- Закон перехода количественных изменений в качественные.
«Как происходит развитие?»
На определенном этапе под грузом количественных накоплений происходит качественный скачок – переход предмета в иное качественное состояние.
Пример: при добавлении в бульон большего количества мяса, суставов и костей, он станет холодцом.
- Закон единства и борьбы противоположностей.
«Что является источником развития?»
Закон занимает центральное место в диалектике и основывается на том, что каждое явление имеет два противоположных начала, которые по своей природе едины, но находятся в конфликте и противоречат друг другу. Именно этот конфликт и является источником развития всего сущего.
Пример: день и ночь образуют сутки.
- Закон отрицания отрицания.
«Куда направлено развитие?»
Этот закон диалектики основан на триаде тезис-антитезис-синтез в философии Гегеля, то есть развитие строится на отрицании, за которым следует синтез. Впоследствии сложившийся синтез также подвергнется отрицанию. Это движение по спирали бесконечно.
Пример: феодализм – это отрицание рабовладельческого строя, а капитализм – это отрицание феодализма.
Материалистическая диалектика Маркса
«У Гегеля диалектика стоит на голове.
Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть
под мистической оболочкой рациональное зерно».
Карл Маркс
Материалисты К. Маркс и Ф. Энгельс превратили гегелевскую диалектику в инструмент философского исследования мира, утвердив ее как метод познания и преобразования действительности.
Что же такое диалектика по Марксу? Это несколько основных составляющих.
- Понимание мира как целостной системы.
- Учение об отношениях между частями целого, когда изменение свойств одной составляющей неминуемо приводит к сдвигам в других.
- Развития бытия рассматривается как саморазвитие, которое опирается на 3 закона диалектики Гегеля.
- Познание мира базируется на диалектических категориях и принципах. Категории материалистической диалектики Маркс заимствовал у Гегеля. Категории – это понятия, отражающие наиболее общие и важные отношения бытия и познания. С их помощью выражается связь явлений и вещей.
- Единичное и общее.
- Сущность и явление.
- Содержание и форма.
- Часть и целое.
- Причина и следствие.
- Необходимость и случайность.
- Возможность и действительность.
Современное восприятие диалектики
Сегодня мы понимаем диалектику как теорию развития, основанную на противоречиях всех форм бытия. Диалектическое познание мира, в котором все подвижно и изменчиво, противопоставлено метафизическому, где отдельные объекты рассматриваются в статике.
Очень изящное толкование диалектики дает в своем живом журнале автор zogin https://zogin.livejournal.com/84678.html.
«Диалектика – это что-то сильно похожее на «Игру в бисер» Гессе. Даже еще более крутое. Это явление, находящееся на стыке науки, искусства, идеологии и религии. Она имеет определенную цель, не сводящуюся к собственно научным целям».
Действительно, при всех своих слабых сторонах диалектика делает попытки выстроить элементы бытия в гармоничную целостную картину. Сегодня она служит для разрешения противоречий в науке, в основном в социологии и психологии.
Автор статьи: Елена Румянцева
Комментарии и отзывы (9)
Не может быть в формах бытия противоречий, а всякое противоречие основывается лишь на ложности суждений.
Философы прошлого, которые мало чем занимались кроме бумагомарания вообще были склонны усложнять простые и понятные понятия, наделять их новым смыслом, который часто существовал только в их воображении.
Сейчас диалектика введена в качестве отдельного предмета во многих школах. Я считаю, это правильно.
Истина в споре может родиться только тогда, когда оба спорщика способны объективно воспринимать и сопоставлять факты, если же хотя бы один из спорщиков идиот, то спор будет длиться вечно.
«Отвечая на важнейшие вопросы диалектики, Гегель сформулировал 3 ее закона» — очень интересно узнать, где же Гегель сформулировал эти законы? — Может быть, приведёте цитату? — Или Вы путаете Энгельса с Гегелем? — Или не читали Гегеля вовсе? Ох уж эти марксисты-недоучки!
Вадим: Энгельс ссылался на Гегеля (хотя и неправомерно), поэтому и сформировалось такое представление, что последний был автором этих законов. История не то чтобы сильно запутанная, но в рамки статьи не укладывалась. Упростили — каюсь. Спасибо, что уточнили.
Добрый вечер, Дмитрий. Не только Вы упростили — это было бы не столь печально. У марксистов нет ни одного научного труда по философии или логике не случайно — невозможно какими-либо представлениями (не важно, какими именно, важно то, что они так и остаются всего лишь представлениями) познать процесс движения мышления, разумный процесс. К сожалению, марксисты-ленинцы так и не научились различать рассудок и разум, общее и всеобщее. Рассудок оперирует конечными определениями, не понимая их природы. Общее есть общее лишь для сравнивающего рассудка, всеобщего же рассудок не осознаёт. Разумное движение невозможно уложить в тесные рамки «законов», даже «наиболее общих законов природы и общества».
Правда, кроме Вас, никто ещё не покаялся, хотя это могло бы послужить началом движения к разуму.
мальчик вадим, до тебя было десятки тысяч марксистов и не марксистов, но диалектика у них общая!ты в их компании был бы лишним...
Карл Маркс
Материалисты К. Маркс и Ф. Энгельс превратили гегелевскую диалектику в ИНСТРУМЕНТ исследования и познания законов ПРЕВРАЩЕНИЯ МАТЕРИИ, утвердив ее как метод(Способ) познания и преобразования действительности.
***********************
Вот только это РАЗУМНО.
Всё остальное здесь понаписанное не стоит внимания.
Ваш комментарий или отзыв