Что такое компетенция — определение понятия, виды, зачем определять компетенцию сотрудников
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Часто в профессиональной среде или при общении с окружающими можно услышать слово «компетенция». Она может быть недостаточной, исключительной, определённой и т.д.
Большинство из нас не совсем понимает значение этого слова либо путает с похожим термином «компетентность». Разберёмся, что это такое, какова её структура и на какие виды она подразделяется.
Определение понятия — что такое компетенция
Компетенции — это знания, умения, навыки, личные качества, которые требуются для выполнения определённых задач. Критерии оценки зависят от вида деятельности и должности сотрудника.
Слово происходит от латинского «competere», что в переводе означает «соответствовать, соотносить, подходить». В толковом словаре Ожегова и Шведовой указано, что:
Компетенция – это круг знаний, в котором человек хорошо осведомлён. Она базируется на приобретённых навыках, умениях и опыте, которые, в свою очередь, обеспечивают способность осуществлять определенную деятельность или выполнение поставленных задач.
Например, уровень владения правовыми знаниями, которые ежедневно применяет юрист в работе.
Применительно к должностному лицу компетенция – это совокупность прав и полномочий.
Термин впервые был введён в 1959 году американским психологом Р. Уайтом. Он дал следующее определение: способность личности эффективно взаимодействовать с окружающей средой.
Его коллега Д. Макклелланд рассматривал это понятие с точки зрения социальной психологии. Он стал автором популярной «концепции компетенций», основанной на том, что ни профессиональное образование, ни накопленный опыт работы, не могут гарантировать, что сотрудник будет должным образом выполнять свою работу.
Качество и эффективность деятельности определяют его компетенции: аналитические, профессиональные, творческие и т.д.
Чем компетенция отличается от компетентности
Компетенция – это знания, умения, опыт и личностные качества, необходимые для решения теоретических и практических задач.
Компетентность – это личностное качество, определяющее способность мотивированно и ответственно применять компетенции для решения широкого круга разнообразных учебных, научно-прикладных, профессиональных, социальных, личностных задач.
Т.е. компетентность — это более общее понятие, которое описывает способность человека мыслить и действовать в определенных областях жизни, как в деловом, так и в бытовом контексте. Компетентный человек имеет широкий кругозор, обладает навыками решения нестандартных проблем, умеет быстро адаптироваться к новым условиям и находить выход из трудных ситуаций, применяя свои компетенции.
В то время как, компетенция — это всего лишь набор знаний, навыков, квалификации, опыта и экспертизы, которые позволяют человеку успешно выполнять свои функции и обязанности на работе.
Т.е. быть компетентным, это уметь с толком применять имеющиеся навыки, умения и знания.
Что такое профессиональные компетенции
Это способность личности решать задачи, возникающие в ходе профессиональной деятельности в соответствии с установленными стандартами.
В менеджменте под компетенцией понимают совокупность требований к личностным и профессиональным качествам сотрудников организации. К ним могут относиться:
- умение анализировать информацию;
- стремление добиваться поставленных целей, к эффективному результату;
- лидерство;
- умение адекватно общаться (коммуникативные навыки);
- готовность к изменениям;
- генерирование идей.
В юриспруденции профессиональная компетенция подразумевает комплекс установленных прав, обязанностей и полномочий конкретного органа или должностного лица. Это и мера ответственности перед правовыми субъектами и объектами, и соответствие поставленным целям.
Профессионально-педагогические компетенции – это качества педагога, основанные на эрудиции, трудовых навыках, авторитетности, которые позволяют эффективно решать учебно-воспитательные задачи, направленные на формирование личности человека.
Для повышения уровня профессионального мастерства молодых специалистов рабочих профессий в 77 странах мира проводится Чемпионат WorldSkills.
Этот метод позволяет эффективно подготовить кадры в соответствии с потребностями новых высокотехнологичных производств и мировыми стандартами.
Виды профессиональных компетенций
Чтобы увидеть полную картину и понять структуру, приведём их классификацию по содержанию:
- ключевые – это требования для всех работников организации;
- управленческие – необходимые умения и навыки руководящего звена компании;
- специальные – имеют узкий круг решаемых вопросов, применяются для ограниченной группы сотрудников (например, для поваров, бухгалтеров, слесарей и т.д.);
- личностные – это качества, характерные для конкретной личности: достижение целей, ценностные понятия, уверенность в себе.
Компании не всегда используют сразу все компетенции. Некоторые применяют лишь ключевые, другие – специальные или управленческие.
Компетенции сотрудников компании различают и по возникновению:
- врождённые личностные качества;
- приобретенные знания и навыки, накопленные на практике;
- умение общаться с окружающими людьми, быстро адаптироваться к новому коллективу.
Знание классификаций имеет большое значение – помогает организовать успешную работу в организации, мотивировать повышение квалификационного уровня в профессиональной среде и личностном росте.
Коммуникативная компетенция
Коммуникативная компетенция – это умение передавать мысли и обмениваться информацией посредством языка с окружающими, используя грамматически правильную речь и принятые нормы поведения.
Например, общение с людьми, объединённых общими профессиональными интересами, предполагает более строгие правила, чем разговор с друзьями или в кругу семьи. Поэтому коммуникативная компетенция делится на формальную и неформальную.
Они имеют свои требования, которые включают:
- знание и применение этических норм поведения;
- умение анализировать поведение собеседника и устанавливать с ним контакт;
- умение правильно и доступно выражать мысли;
- богатый словарный запас;
- знания правил орфографии и пунктуации;
- ораторское и актёрское мастерство.
Коммуникативная компетенция – это база для получения профессиональных знаний. Она закладывается ещё в школе, где формируется правильная речь, умение слушать и грамотно выражать свои мысли.
Краткое резюме
Можно сделать вывод, что компетенции прослеживаются во всех областях нашей жизни.
Начинаются с личностного роста в семье и обучения в школе, постоянно расширяясь и плавно переходя в различные сферы профессиональной деятельности.
Комментарии и отзывы (2)
Компетентность — слишком абстрактное явление. Нет ведь каких-то разрядов или уровней компетенции. Потому, часто это понятие относят к людям, которым оно не совсем подходит.
Компетентный человек, всегда опирается на знания и расчеты, а не на субъективное мнение и теории. Это сразу видно.
Ваш комментарий или отзыв