Что такое коллаборация и для чего нужна

14 сентября 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слово «коллаборация» звучит таинственно и непонятно.

Что скрывается под ним: коллектив сотрудников лаборатории, работающих с колбами, или рация для переговоров колобков? Иногда приходит на ум нечто связанное с предательством – отголоски школьного курса истории.

Смайлики

Пора добавить конкретики и сформулировать простыми словами: коллаборация – это что за явление, без колобков и раций, все четко и по делу!

Коллаборация — это...

Иностранное по происхождению, понятие «коллаборация» восходит к латинскому «collaborare» – сотрудничество, работа с кем-то. Из мертвого языка оно перекочевало в живой и изящный французский: здесь «collaborateur» – это сотрудник, соавтор, коллега, соратник.

Коллаборация — это процесс совместной деятельности двух и более сторон (как людей, так и организаций) в какой-либо области для достижения общих целей.

Определение

Возникает взаимовыгодное сотрудничество: происходит обмен информацией, ресурсами, опытом, и в результате создается новый продукт. Считается, что в условиях конкуренции у участников коллаборации больше шансов добиться успеха.

Преимущества коллаборации оценили еще в доисторические времена, когда одни члены первобытного коллектива охотились на зверей и добывали мясо, а другие, физически не способные охотиться, специализировались на собирательстве. Мяса, шкур, грибов, ягод, кореньев хватало всем, племя жило в достатке благодаря такой совместной деятельности.

Племена

У рассматриваемого слова есть близкий родственник с отличающимся смыслом – «коллаборационизм». Здесь подразумевается предательское сотрудничество с врагом.

В этом значении его стали использовать в 1940—1944 годах во Франции в отношении правительства Виши, сотрудничавшего с немцами, а потом применяли и к правительствам других европейских стран, содействовавшим немецким оккупантам.

Коллаборация в науке, музыке и на ютубе

В научном мире под коллаборацией понимают сотрудничество ученых из разных исследовательских групп или лабораторий.

Здесь это не веяние моды, а необходимость: каждая группа специализируется на узких задачах и пользуется ограниченными ресурсами. Объединившись, ученые получают возможность работать в областях, ранее для них недоступных.

Примеры научных коллабораций: CALICE, объединяющий более 300 физиков и инженеров из 57 институтов 17 стран мира, XFEL (Германия), LHC (Швейцария), ITER (Франция), «Байкал» (Россия).

В 1999 году музыканты группы Scorpions совместно с 166 виолончелистами исполнили композицию Wind Of Change в честь 10-летия падения Берлинской стены – это наглядный пример коллаборации в мире музыки.

Сотрудничество музыкантов разных направлений – действенный способ привлечь новую аудиторию, попутно расшевелив старую.

Коллаборация популярна среди ютуб-блогеров, стремящихся любыми способами увеличить количество просмотров и привлечь на канал больше подписчиков.

Результат блогерского сотрудничества – обмен аудиторией благодаря съемке совместных видеороликов, взаимной подписке, добавлению окон с активными ссылками на видео соавтора, и т.п.

Блогеры взаимодействуют не только между собой, но и с разными компаниями, брендами. Например, компания по производству автомобилей может обратиться к «раскрученному» блогеру с большой армией подписчиков.

В результате все довольны: производитель «железных коней» получает ненавязчивую рекламу, которую видят тысячи людей, а блогер становится обладателем новенького авто.

Коллаборация в мире моды

В модной индустрии этот термин стал профессиональным.

Здесь, выражаясь простыми словами, коллаборация – это сотрудничество бренда с брендом или с «медийной» личностью (амбассадором), авторитетной для покупателей.

Бренд

В результате фешн-коллабораций рождаются капсульные (небольшие линейки товаров) или самостоятельные коллекции.

Подобный расклад в индустрии моды выгоден для всех участников:

  1. Демократичный бренд получает статус, публикации в прессе, ажиотаж перед началом продаж. Это отличная возможность громко заявить о себе, привлечь новую аудиторию.
  2. Именитый дизайнер помимо получения внушительной денежной суммы становится узнаваемым не только в узких кругах. На долгосрочную перспективу у покупателей формируется зависимость от брендов. Удалось приобрести платье от именитого дизайнера – как знать, может и покупка вещей из первых линий не за горами.
  3. Для покупателей это шанс приобрести товар от известного дизайнера по цене значительно ниже традиционной, а в качестве бонуса – адреналин от обладания чем-то уникальным.

Все началось с сотрудничества эксцентричной итальянки Эльзы Сиапарелли с художниками-авангардистами и сюрреалистами. Самым известным ее хитом стало созданное в 1937 году платье из белой органзы, длиной в пол, на юбке которого располагалась тканевая вставка с лобстером – результат совместной работы с Сальвадором Дали.

Платье

В модной индустрии начался бум коллабораций. В числе лидеров этого действа – демократичный бренд H&M, который до 2004 года ассоциировался с базовым носочно-футболочным ассортиментом.

Привлечение модных дизайнеров в корне поменяло ситуацию. Показателен результат сотрудничества H&M с модным домом Balmain – коллекция вызвала большой ажиотаж вплоть до драк в магазинах.

Мода

Есть немало примеров удачных коллабораций, один из них – капсульная коллекция сезона Осень-Зима 2017 от Louis Vuitton и Supreme, раскупленная за считаные часы. Находчивые перекупщики потом продавали эти вещи по ценам, почти в 10 раз превышающим изначальные.

Модные дома часто создают коллекции совместно со знаменитостями. Стало привычным, что популярные спортсмены, певицы, топ-модели выпускают свои коллекции одежды, аксессуаров, косметику или парфюм.

Например, топ-модель Кейт Мосс выпускала капсульные коллекции для Topshop, кинорежиссер Дэвид Линч создал линию женской спортивной одежды. Продолжают успешное сотрудничество актриса Софи Лорен и Dolce & Gabbana: губная помада с автографом непревзойденной итальянки на футляре и парфюм Dolce Rosa Excelsa стали хитами.

Удивила коллаборация модного дома Louis Vuitton и американского рэпера Канье Уэста: результатом стали нетривиальные кроссовки.

Louis Vuitton одним из первых стал создавать коллекции совместно с яркими художниками современности. Особенным стал арт-проект с Джеффом Кунсом, автором копий самых известных в мире картин. Часть из них украсили поверхность сумок, кошельки, портмоне, шелковые платки, другие аксессуары от упомянутого модного дома.

Бум коллабораций не обошел стороной и российскую модную индустрию. Запоминающимися примерами фешн-сотрудничества стали: Ксения Собчак и Savage, Дима Билан и Gloria Jeans, Ляйсан Утяшева и Baon, Кристина Орбакайте и «Снежная королева», Алена Ахмадуллина и Faberlic.

Коллаборация как система управления

Классический менеджмент, основанный на иерархическом управлении, порождает путаницу в коммуникациях, подковерные интриги и прочие «бонусы». Внедрение элементов коллаборации помогает исправить ситуацию.

Создается гибкая структура, меняющаяся в зависимости от задач. Здесь нет должностей, они заменяются на роли. У одного сотрудника их может быть несколько. В процессе выполнения задачи роль может трансформироваться. В приоритете – выстраивание коммуникаций и обмен информацией.

Не стоит думать, бездумно внедряя этот метод управления, что коллаборация – это значит 100% эффективность. Как политика компании, она не должна становиться самоцелью. При большом количестве разногласий и слабой нацеленности сотрудников на результат коллаборация не будет результативной.

Заключение

Коллаборация превратилась в модный тренд: сотрудничество всех со всеми набирает обороты. Совместная деятельность дает интересные, часто непредсказуемые результаты.

Что ждет за новым поворотом: «мультяшные» кроссовки, платье-картина от модного художника или духи с запахом пиццы? Не удивляйтесь: это коллаборация, ребята!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Десерт
* Нажимая на кнопку "Подписаться" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Комментарии и отзывы


Текст Вашего сообщения:

* Нажимая на кнопку "Добавить комментарий" или "Подписаться" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подписаться на новые комментарии к этой статье