Что такое коллаборация и для чего нужна

Обновлено 23 июля 2021 Просмотров: 134 269 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слово «коллаборация» звучит таинственно и непонятно.

Что скрывается под ним: коллектив сотрудников лаборатории, работающих с колбами, или рация для переговоров колобков? Иногда приходит на ум нечто связанное с предательством – отголоски школьного курса истории.

Смайлики

Пора добавить конкретики и сформулировать простыми словами: коллаборация – это что за явление, без колобков и раций, все четко и по делу!

Коллаборация — это...

Иностранное по происхождению, понятие «коллаборация» восходит к латинскому «collaborare» – сотрудничество, работа с кем-то. Из мертвого языка оно перекочевало в живой и изящный французский: здесь «collaborateur» – это сотрудник, соавтор, коллега, соратник.

Коллаборация — это процесс совместной деятельности двух и более сторон (как людей, так и организаций) в какой-либо области для достижения общих целей.

Определение

Возникает взаимовыгодное сотрудничество: происходит обмен информацией, ресурсами, опытом, и в результате создается новый продукт. Считается, что в условиях конкуренции у участников коллаборации больше шансов добиться успеха.

Преимущества коллаборации оценили еще в доисторические времена, когда одни члены первобытного коллектива охотились на зверей и добывали мясо, а другие, физически не способные охотиться, специализировались на собирательстве. Мяса, шкур, грибов, ягод, кореньев хватало всем, племя жило в достатке благодаря такой совместной деятельности.

Племена

У рассматриваемого слова есть близкий родственник с отличающимся смыслом – «коллаборационизм». Здесь подразумевается предательское сотрудничество с врагом.

В этом значении его стали использовать в 1940—1944 годах во Франции в отношении правительства Виши, сотрудничавшего с немцами, а потом применяли и к правительствам других европейских стран, содействовавшим немецким оккупантам.

Коллаборация в науке, музыке и на ютубе

В научном мире под коллаборацией понимают сотрудничество ученых из разных исследовательских групп или лабораторий.

Здесь это не веяние моды, а необходимость: каждая группа специализируется на узких задачах и пользуется ограниченными ресурсами. Объединившись, ученые получают возможность работать в областях, ранее для них недоступных.

Примеры научных коллабораций: CALICE, объединяющий более 300 физиков и инженеров из 57 институтов 17 стран мира, XFEL (Германия), LHC (Швейцария), ITER (Франция), «Байкал» (Россия).

В 1999 году музыканты группы Scorpions совместно с 166 виолончелистами исполнили композицию Wind Of Change в честь 10-летия падения Берлинской стены – это наглядный пример коллаборации в мире музыки.

Сотрудничество музыкантов разных направлений – действенный способ привлечь новую аудиторию, попутно расшевелив старую.

Коллаборация популярна среди ютуб-блогеров, стремящихся любыми способами увеличить количество просмотров и привлечь на канал больше подписчиков.

Результат блогерского сотрудничества – обмен аудиторией благодаря съемке совместных видеороликов, взаимной подписке, добавлению окон с активными ссылками на видео соавтора, и т.п.

Блогеры взаимодействуют не только между собой, но и с разными компаниями, брендами. Например, компания по производству автомобилей может обратиться к «раскрученному» блогеру с большой армией подписчиков.

В результате все довольны: производитель «железных коней» получает ненавязчивую рекламу, которую видят тысячи людей, а блогер становится обладателем новенького авто.

Коллаборация в мире моды

В модной индустрии этот термин стал профессиональным.

Здесь, выражаясь простыми словами, коллаборация – это сотрудничество бренда с брендом или с «медийной» личностью (амбассадором), авторитетной для покупателей.

Бренд

В результате фешн-коллабораций рождаются капсульные (небольшие линейки товаров) или самостоятельные коллекции.

Подобный расклад в индустрии моды выгоден для всех участников:

  1. Демократичный бренд получает статус, публикации в прессе, ажиотаж перед началом продаж. Это отличная возможность громко заявить о себе, привлечь новую аудиторию.
  2. Именитый дизайнер помимо получения внушительной денежной суммы становится узнаваемым не только в узких кругах. На долгосрочную перспективу у покупателей формируется зависимость от брендов. Удалось приобрести платье от именитого дизайнера – как знать, может и покупка вещей из первых линий не за горами.
  3. Для покупателей это шанс приобрести товар от известного дизайнера по цене значительно ниже традиционной, а в качестве бонуса – адреналин от обладания чем-то уникальным.

Все началось с сотрудничества эксцентричной итальянки Эльзы Сиапарелли с художниками-авангардистами и сюрреалистами. Самым известным ее хитом стало созданное в 1937 году платье из белой органзы, длиной в пол, на юбке которого располагалась тканевая вставка с лобстером – результат совместной работы с Сальвадором Дали.

Платье

В модной индустрии начался бум коллабораций. В числе лидеров этого действа – демократичный бренд H&M, который до 2004 года ассоциировался с базовым носочно-футболочным ассортиментом.

Привлечение модных дизайнеров в корне поменяло ситуацию. Показателен результат сотрудничества H&M с модным домом Balmain – коллекция вызвала большой ажиотаж вплоть до драк в магазинах.

Мода

Есть немало примеров удачных коллабораций, один из них – капсульная коллекция сезона Осень-Зима 2017 от Louis Vuitton и Supreme, раскупленная за считаные часы. Находчивые перекупщики потом продавали эти вещи по ценам, почти в 10 раз превышающим изначальные.

Модные дома часто создают коллекции совместно со знаменитостями. Стало привычным, что популярные спортсмены, певицы, топ-модели выпускают свои коллекции одежды, аксессуаров, косметику или парфюм.

Например, топ-модель Кейт Мосс выпускала капсульные коллекции для Topshop, кинорежиссер Дэвид Линч создал линию женской спортивной одежды. Продолжают успешное сотрудничество актриса Софи Лорен и Dolce & Gabbana: губная помада с автографом непревзойденной итальянки на футляре и парфюм Dolce Rosa Excelsa стали хитами.

Удивила коллаборация модного дома Louis Vuitton и американского рэпера Канье Уэста: результатом стали нетривиальные кроссовки.

Louis Vuitton одним из первых стал создавать коллекции совместно с яркими художниками современности. Особенным стал арт-проект с Джеффом Кунсом, автором копий самых известных в мире картин. Часть из них украсили поверхность сумок, кошельки, портмоне, шелковые платки, другие аксессуары от упомянутого модного дома.

Бум коллабораций не обошел стороной и российскую модную индустрию. Запоминающимися примерами фешн-сотрудничества стали: Ксения Собчак и Savage, Дима Билан и Gloria Jeans, Ляйсан Утяшева и Baon, Кристина Орбакайте и «Снежная королева», Алена Ахмадуллина и Faberlic.

Коллаборация как система управления

Классический менеджмент, основанный на иерархическом управлении, порождает путаницу в коммуникациях, подковерные интриги и прочие «бонусы». Внедрение элементов коллаборации помогает исправить ситуацию.

Создается гибкая структура, меняющаяся в зависимости от задач. Здесь нет должностей, они заменяются на роли. У одного сотрудника их может быть несколько. В процессе выполнения задачи роль может трансформироваться. В приоритете – выстраивание коммуникаций и обмен информацией.

Не стоит думать, бездумно внедряя этот метод управления, что коллаборация – это значит 100% эффективность. Как политика компании, она не должна становиться самоцелью. При большом количестве разногласий и слабой нацеленности сотрудников на результат коллаборация не будет результативной.

Заключение

Коллаборация превратилась в модный тренд: сотрудничество всех со всеми набирает обороты. Совместная деятельность дает интересные, часто непредсказуемые результаты.

Что ждет за новым поворотом: «мультяшные» кроссовки, платье-картина от модного художника или духи с запахом пиццы? Не удивляйтесь: это коллаборация, ребята!

Комментарии и отзывы (7)

Иван

Последние годы, у видео-блогеров стало модно проводить коллаборации. В принципе это оправдано. И контент разнообразней становится, и взаимный обмен зрительской аудиторией происходит.

Сергей

Все объединяются, потому как на проекты нужны деньги, чем амбициознее проект, тем больше вливаний необходимо, та же МКС, ни одной стране не было под силу осуществить этот проект в одиночку, вместе же дешевле и быстрее.

Иван

Обычно этот термин имеет плохое значение, так как подразумевает сотрудничество стран, поддерживавших действия фашистской германии во время Второй Мировой. Сейчас типичной коллаборацией является блок НАТО.

Владимир

У нас слово коллаборант известно давно и оно всегда имело отрицательную коннотацию. Коллаборатнтами называли предателей, сотрудничающих во время войны с оккупационными войсками.

Яна

Если бы не блогеры, я бы про такой термин и не знала бы, сейчас это очень модно — коллаборироваться.

Варвара

Чаще используется слово «сотрудничество», чем «коллаборация», хотя по сути это синонимы.

Лиза

Как уже достали эти иностранные слова! Ну правда, неужели нельзя использовать великий русский язык для выражения мыслей и понятий?

Ваш комментарий или отзыв