Что такое элегия — определение, история жанра, примеры элегий из русской литературы
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Осень – время элегическое.
Немало русских элегий написано именно осенью. Почему осенью?
Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить, что такое элегия, и найти её примеры в литературе. Займёмся этим прямо сейчас!
Определение понятия Элегия — что это
Элегия — это жанр лирической поэзии, стихотворение средней длины медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего — от первого лица, без отчётливой композиции.
Элегия возникла в Греции в 7 веке до н. э. и первоначально имела преимущественно морально-политическое содержание. В эллинистической и римской поэзии преобладающей становится любовная тематика.
В русской поэзии элегия появилась в 18 веке у В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова, пережила расцвет в творчестве В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина.
В музыке жанр элегии получил широкое распространение в 19 веке. Элегия обычно связана с мотивами утраты, скорби и одиночества, близка плачу, ламенто.
В переводе с древнегреческого слово «элегия» переводится как «печальная песнь, жалоба».
Элегия – это лирическое произведение, которое содержит эмоциональный вывод по итогам философских размышлений. Элегии бывают музыкальными и поэтическими.
И в том и в другом случае необходима печальная раздумчивая интонация, что и отличает подлинно глубокие произведения о смысле человеческой жизни.
Элегия в литературе – это небольшое стихотворное произведение печального содержания.
Основными особенностями жанра можно назвать:
- установку на эмоциональное (а не рациональное) восприятие действительности;
- сюжет, затрагивающий печальные стороны жизни (старость, разлука, смерть, одиночество);
- присутствие лирического героя, воспринимающего мир сквозь призму печали, уныния, разочарования.
Всё это говорит о том, что элегические произведения получили распространение в те эпохи, когда для представителей искусства имел особое значение культ чувства.
Больше всего элегий было написано сентименталистами и романтиками.
Из истории жанра
Первые элегии возникли в Древней Греции. Изначально они имели немало сходства с эпическими песнями. Для них были характерны такие черты, как повествовательность, гармоническая соразмерность, большая протяжённость.
Для справки стоит сказать, что греческая поэзия делилась на ямбы, мелику и элегию. Элегии и ямбы сопровождались аккомпанементом флейты, а мелика исполнялась под звуки лиры и потому изначально лишь она считалась явлением лирическим.
Позже лирическими стали называть и другие жанры. Элегии писались своеобразным элегическим двустишием, которое представляло собой сочетание гекзаметра (поэтический размер с шестью ударными слогами) с пентаметром (пятистопником).
Существовали следующие разновидности элегии:
- военная (собрание песнопений под названием «Добрые дела», принадлежащее эфесскому поэту Тиртею, восхваляет Ареса и призывает воинов доблестно защищать отечество);
- любовная (элегии Мимнерна и знаменитой Сапфо описывают любовное чувство как тяжкий недуг, который насылает на человека безжалостный Эрот);
- политическая (связана с именем Солона, прославившего в своих творениях мудрость справедливого закона, гражданские свободы, ценность реформ, направленных на благо народа).
Помимо этих трёх основных видов, существовали также философские и застольные элегические песни. Самыми знаменитыми авторами подобных произведений были Архилох, Теогнид, Каллимах.
В древнеримской элегии отчётливо зазвучали любовные мотивы. Жанр стал восприниматься как чисто лирический. Вершины элегического мастерства достигли Овидий, Тибулл, Катулл.
В Европе возрождение жанра связано с наступлением эпохи сентиментализма и раннего романтизма. «Римские элегии» В.Гёте, «Идеалы» Ф.Шиллера, «На развалинах шведского замка» Маттисона стали классическими образцами европейской элегии.
Позже многочисленные элегии Шелли, Саути, Байрона, Шенье, Мюссе и Гюго обрели вторую жизнь в России благодаря конгениальным переводам.
Первой русскоязычной элегией стало стихотворение Жуковского «Сельское кладбище», написанное на основе стихотворения английского романтика Томаса Грея.
Из-под пера российского литературного метра вышло более двадцати самостоятельных произведений грустного содержания.
Элегия Море В.А.Жуковского (краткий анализ)
Элегия «Море» написана в 1822 году. Картины меняющегося морского пейзажа символизируют мятежную человеческую душу, в разные периоды жизни испытывающую самые противоречивые чувства.
Стихотворение построено на контрасте внешне спокойного, но полного тайной глубины лазурного моря и высокого, кажущегося равнодушным неба.
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Подобно двум любящим, море и небо отражают друг друга, перекликаются оттенками красок, контурами облаков и набегающих волн, сочувствуют, сопереживают, желая слиться в единое целое.
Однако быть вместе им не суждено. Возможно, источником метафоры послужило скрытое чувство Жуковского к Маше Протасовой, юной возлюбленной поэта, на брак с которой не дали разрешения её близкие.
Плавное звучание придаёт строчкам размеренный стихотворный ритм: четырёхстопный амфибрахий. Обилие аллитераций с сонорами «р», «л», согласными «в», «д», «т» помогает живо представить переливы могучих вод, игру стихий, почувствовать неумолимое движение времени и пространства.
Особенно пронзительно звучат последние строки элегии, адресованные морю:
«Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него…».
Элегия Пушкина (краткий анализ)
Продолжателем романтических традиций и реформатором нового искусства явился А.С.Пушкин.
Пушкинские элегии отличает идейно-тематическое богатство, реалистичность сюжета, доверительность интонации, соединение иронии и лирики .
В стихотворении «Безумных лет угасшее веселье», написанном болдинской осенью 1830 года, Пушкин, как и Жуковский, обращается к романтической метафоре моря. Оно олицетворяет человеческую жизнь и непредсказуемость судьбы.
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
«Грядущего волнуемое море» сулит поэту «труд и горе», все лучшие мгновения остались для него в прошлом. Вместе с тем лирический герой понимает, что сам виноват во многих заблуждениях юности.
Борясь с валами накатывающих воспоминаний, наполненных печалью, поэт совершает отчаянный рывок навстречу свободе.
«Но не хочу, о други, умирать. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать!..» — признаётся он.
Антитеза смирения и борьбы, жизни и смерти задаёт основной сюжет элегии: конфликт личной творческой воли человека с высшей заданностью, не обусловленной законами нашего понимания.
Написанная мерным ямбом, словно раскачивающим утлую лодку на морских волнах, пушкинская элегия озаряется искрой надежды, робкой мечтой о «прощальной улыбке» любви.
Заключение
Современные авторы практически не пишут элегий. Существующие попытки можно, скорее, назвать стилизацией.
Скорее всего, это связано с тем, что для данного жанра необходима детская чистота души, а мир, переживший модернизм и постмодернизм, слишком искушён в способах выражения сокровенных чувств.
Однако глубокие элегические интонации как бы заложены внутри каждого настоящего поэтического слова. Попробуйте внимательно вчитаться в строки Ю.П.Кузнецова, И.Бродского, А.Кушнера, Б.Кенжеева – и вы это поймёте.
Комментарии и отзывы (1)
Грустные элегии писали в основном богатые бездельники.
Ваш комментарий или отзыв