Что такое Дайджест — определение, виды, когда они полезны, принципы их составления
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Хочу продолжить «разбор» ряда понятий, которые часто встречаются нам не только в сети, но и в обыденной жизни (в разговорах, на ТВ, в газетах). Чуть ранее мы с вами уже затрагивали такие «пласты непознанного», как оксюморон, парадигма (как много в этом слове...), окстись и другие.
Сегодня у нас на очереди слово дайджест. Поговорим, естественно, о том, что это такое, а так же рассмотрим каким русским словом его можно заменить, насколько это понятие актуально сегодня и как дайджесты влияют на наше восприятие мира и способность мыслить (самостоятельно). Надеюсь, что будет интересно.
Значение слова дайджест и сфера его употребления
Дайджест — это информационный продукт (издание, статья, подборка), который содержит краткие обзоры, аннотации и основные положения статей.
В дайджесте сжато передаётся содержание самых интересных публикаций за какой-то период. Формат удобен для ознакомления с основными новостями какой-то тематики, содержанием исследования.
В более широком значении дайджест — это подборка выдержек из различных источников на определённую тематику.
Слово «дайджест» входит в название ряда изданий, которые специализируются на перепечатке чужих материалов (как правило, в сокращённом и систематизированном виде). Например, «Ридерз Дайджест» — ежемесячный литературно-политический журнал США.
Слово это, как вы понимаете, заимствовано из другого языка, а именно английского (digest — сборник, краткое изложение, резюме, простая аннотация, классификация, переваривание), но и туда оно попало из еще более древнего средства изъяснения — латыни (digestum — извлечение или обобщение).
Так что же означает слово дайджест? Наверное, уже из перевода его английского аналога вы поняли, что это есть некое краткое изложение чего-либо. Чуть выше я обещал привести наиболее точный синоним из русского языка. Как мне кажется, это слово выжимка.
В мире накапливается необъятное количество информации (море, океан). Людям порой даже не хватает времени, чтобы хотя бы поверхностно знакомиться с чем-то вновь появившимся, а уж разгребать пласты истории и вовсе способны сподвигнуться единицы. Поэтому сейчас дайджесты очень популярны.
Но это не только веха нашего времени. Слово это восходит аж к римской империи, когда огромное количество свитков с протоколами судебных заседаний крайне неудобно было использовать тамошним юристам (адвокатам и прокурорам). Сначала найди свиток, потом разверни, потом вчитайся в подробное описание процесса. Жуть.
Вот тогда и решили создать первый в мире дайджест (из дошедших до наших времен). Они создали Digesta, где было кратко изложено содержание наиболее важных свитков. Этот документ и стал основополагающим сводом правовых законов и казусов. Была и масса других примеров создания сводов кратких изложений по определенным (важным тогда) тематикам (их еще называли экстрактами), что тоже очень хорошо поясняет смысл.
Итак, дайджест — это выжимка, экстракт из большого объема информации (книги, огромного числа статей по тематике, новостей, периодики и чего угодно другого). Зачем это нужно? Многим так удобнее знакомиться с информацией (ведь хочется охватить больший объем, а при этом нет времени на вдумчивое изучение и т.д.).
Причем выжимка эта, как правило, отображает структуру информации изложенной в источнике. Иногда это просто список идей в том порядке, в котором они изложены в источнике.
Хорошо составленный дайджест при этом не просто заменяет первоисточник, но и дает понять человеку — стоит ему переходить к оригиналу или достаточно изложенных (концентрированных) фактов. Правда люди довольно быстро начинают привыкать «думать чужой головой» и довольствуются кратким изложением, ленясь ознакомиться с источником и составить свое мнение (ведь то, что важно для одного, может быть не важно для другого).
Вы должны понимать, что абсолютно любой дайджест несет на себе отпечаток авторской индивидуальности (взгляд на мир глазами составителя). Он ведь не просто сокращает источник, но и одновременно выражает свой объективный взгляд на все «это безобразие». Другой составитель может отметить другие факты и идеи, именно их посчитав за главное (расставив другие акценты и выбрав другие опорные точки).
Разновидности дайджестов
Дайджесты бывают нескольких типов:
- Журнал (периодическое издание в бумажном или электронном виде) — по сути, это сборник аннотации или краткого содержания (ужатые версии, в которых оставлена только суть — экстракт) каких-то резонансных материалов, опубликованных в других журналах, статьях, сайтах или периодике.
Кстати, первый раз я слово дайджет услышал (а точнее прочел) как раз в таком журнале, и назывался он созвучно — Ридерз Дайджест (основан он был около ста лет назад и по задумке должен был рассказывать читателям о тех статьях, что впечатлили составителя). Не сказать, чтобы он мне очень понравился, но просто все зависит от совпадения векторов ваших интересов и интересов редактора такого журнала.
- Обзоры периодики — бывают в разных форматах. Например, я часто встречаю подобные передачи по радио, иногда по телевизору и гораздо чаще в интернете.К последним, наверное, можно отнести сайты подобные ИноПресса и ИноТв, где собраны наиболее резонансные публикации иностранной прессы и ТВ-передачи, переведенные на русский язык (с указанием ссылок на оригиналы).
- Новостные дайджесты — например, важнейшие события недели и т.д. Тут примеров море, хотя бы те же Яндекс Новости.
- Видео — сейчас на Ютубе полно каналов, которые можно отнести к этому жанру. Тематики, конечно же, очень разные, но суть остается прежней — краткие изложение (выжимки) из чего-то более масштабного (игр, книг, сайтов, фильмов, других ютуб-каналов и т.п.)
- Сборники аннотаций к книгам — я когда учился в школе, то очень часто пользовался подобными дайджестами (хотя и не знал, что они так называются), когда не хотелось читать огромные фолианты, но требовалось либо написать реферат, либо быстро понять о чем идет речь в книге (типа экстракта «Войны и мира» на пяти десятках страниц).
Плюсы и минусы дайджестов
Они безусловно экономят нам время и позволяют охватить гораздо больший объем информации, что особенно важно в наш компьютерный век. Сейчас полно мобильных приложений, предлагающих пробежаться «галопом по европам» и держать руку на пульсе буквально всего.
С другой стороны, краткое изложение — это не есть источник. По сути, вы начинаете видеть все так, как это видит составитель дайджеста. При этом к «доступному изложению» информации довольно быстро привыкаешь и перестаешь по сути думать. Это как питаться все время пережеванной кем-то кашицей и утратить навык потреблять нормальную пишу.
Согласитесь, что прочитать «Войну и Мир» — это не то же самое, что прочитать ее краткое изложение. Собственно, и в остальной области применения дайджестов это утверждение тоже будет справедливо. Они полезны, но в меру и априори (что это?) не могут заменить собой источник.
Комментарии и отзывы (1)
А зачем нам такие объёмы информации? Я выбираю для себя только ту тему, что мне интересна и изучаю подлинник, а все эти дайджесты только мозг разжижают. В мусорное ведро их, там им самое место.
Ваш комментарий или отзыв