Что такое паноптикум — определение, значение слова в узком и в широком смысле
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Ради выживания человек издревле должен был внимательно наблюдать за окружающим миром. И, разумеется, в таком деле самым главным инструментом являются глаза.
Именно на основе этого принципа со временем появилась такая необычная концепция, как паноптикум. Что это такое простыми словами и как это связано с тюремной культурой, Марксом и Екатериной II, разберемся по порядку.
Определение понятия Паноптикум – что это?
Примечательно, что исходная парадигма паноптикумов возникла (и до сих пор базируется) на пресловутой немецкой педантичности.
Согласно оксфордскому словарю, паноптикум – это концепция идеального режимного учреждения, будь то тюрьма, поселенческая казарма или обычный работный дом.
Слово происходит от немецкого «panoptikum», калькированного с греческого понятийного маркера «πανόπτας», который в дословном переводе означает «всевидящий» и сам в свою очередь состоит из двух основ:
- «πᾶν» (пан) – «всеобщий, всё, всеобъемлющий»;
- «ὀπτικός» (оптикос) – «наблюдаемый, видимый».
Концепция подразумевает возможность обозревать пространство и/или большое количество объектов без привязки к определенным обстоятельствам.
Вероятно, по этой причине современное употребление слова отличается от оригинала.
Особую актуальность термин обрел сравнительно недавно, в конце XVIII века. Тогда в российском обществе стало известно, что паноптикум – это особый социальный проект, разработанный двумя братьями-британцами по фамилии Бентам: инженером-механиком Сэмюэлем, состоящим на службе у князя Потемкина в качестве кораблестроителя, и социальным теоретиком Иеремией, развившим идею брата и создавшим для нее целую уголовно-процессуальную базу.
Но если Сэмюэль посвятил свою жизнь проектированию судов и строительству самых разнообразных технических устройств, то его брат Иеремия полностью погрузился в социальную философию.
На излете 1780-х Иеремия регулярно наведывался в Россию, чтобы вместе с Сэмюэлем работать над концепцией построения идеального общества, которое и должно было называться паноптикумом.
Со временем концепция всеобщего блага трансформировалась в задумку безупречной тюрьмы и была изложена Иеремией в его труде «Паноптикон», посвященном новым принципам строительства инспекционных учреждений.
Идея заключалась в том, чтобы минимизировать количество надзирателей. Для этого нужно было использовать полукруглое многоярусное помещение, чтобы один человек мог одновременно наблюдать за всеми без исключения подопечными.
При этом сами объекты наблюдения видеть надзирателя не могли, а значит, не могли и знать, наблюдают ли за ними. Таким образом у заключенных создавалось впечатление непрерывного контроля, что и делало их идеальными узниками.
Иеремия настолько вдохновился, что собирался до конца жизни надзирать за постояльцами подобной тюрьмы, если когда-нибудь она будет построена. Философ продемонстрировал наработки Екатерине II, но своенравная российская императрица, живущая «на волне собственного настроения», просто отказала философу.
Интересен и такой момент: Маркс, готовивший к печати свой «Капитал», как раз только ознакомился с концепцией Иеремии, а когда книгу опубликовали, оказалось, что там Маркс назвал Бентама «оракулом пошлого буржуазного рассудка», посчитав его представления о социуме «весьма странными».
Несмотря на прижизненные неудачи, оригинальная идея оказалась достаточно востребованной и все же была воплощена. Модель паноптикума послужила образцовой базой при последующем строительстве тюрем в самых разных уголках мира.
В качестве наиболее наглядного примера можно привести кубинскую «Пресидио Модело», где в начале 1950-х пару лет отсидел Фидель Кастро. Более того, отголоски паноптикумов можно наблюдать в большинстве современных европейских и американских тюрем.
Значение слова «паноптикум» в широком смысле
С учетом так называемого «выставочного потенциала», паноптикум – это возможность увидеть необычные экспонаты.
Уже на заре XIX века популярность обрели коммерческие паноптикумы, где на потеху публике за соответствующую плату выставляли нетрадиционные объекты искусства, чучела, животные и люди.
Так возникло несколько новых значений, и современные толкования термина стали включать в себя такие понятия, как:
- коллекции самых разнообразных (причудливых, невероятных или нестандартных) предметов для ознакомления;
- сборища чего-то жуткого;
- бессмысленные, бессистемные наборы вещей.
Первый вариант считается основным и, по сути, является синонимом для музея редкостей. В частности, особой популярностью у обывателей пользовались пресловутые «цирки уродов», где выставлялись необычные (чаще – просто мутировавшие) растения, «чучела» диковинных тварей, нередко выдуманных для привлечения внимания, а также – люди с особенностями.
Как пример с историческим подтекстом – знаменитая Кунсткамера («Кабинет редкостей») в Санкт-Петербурге и музеи восковых фигур, где в качестве экспонатов представлены скульптуры, выполненные из воска и обладающие потрясающим сходством со знаменитостями и известными личностями из прошлого.
Из-за этого со временем выработалось второе, разговорное значение, которое в бытовых ситуациях выливается в то, что слово паноптикум использовали для обозначения бардака.
В современном мире натуралистичный контент, особенно связанный с людьми, не считается социально приемлемым. А с развитием моды на инклюзивность попытка выставить напоказ, публично унизить за физиологические особенности и вовсе приравниваются к преступлению. Поэтому количество подобных выставок стремительно уменьшается.
В государственном устройстве
Паноптикум – это реальность, в которой живут люди XXI века.
По крайней мере, если опираться на идеи французского философа Мишеля Фуко, развившего задумку Бентама по-своему. В XX веке, когда технологии позволили отслеживать действия граждан, речь шла не об отдельном учреждении, а об устройстве целого мира.
Фуко считал, что паноптикум – это практически беспроигрышная техника контроля, позволяющая отслеживать все формы деятельности. При помощи такого инструмента власть может и видеть все, и учитывать все, при этом имея возможность оставаться невидимой и анонимной.
Таким образом, модель паноптикума идеальна для организации и функционирования любых органов власти, и в подобной умозрительной конструкции ключевыми должны стать два постулата:
- государство – тюрьма;
- власть – управляющий надзиратель.
При этом под властью не обязательно подразумевается правительство. Это могут быть и крупный бизнес, и религиозные объединения, и светские идеологии. Философия Фуко упала в благодатную почву, давая новое обоснование для борьбы конспирологам, анархистам и антиглобалистам.
Подытоживая вышесказанное, остается добавить, что:
паноптикум – это воплощенная потребность безопасности.
Не суть важно, подразумевается ли наблюдение за преступниками или изучение диковинок, человек всегда стремится держать подозрительные вещи в поле зрения, – в этом залог выживания.
Главное – не ставить свою нужду в информации выше желания окружающих сохранить частную жизнь неприкосновенной.
Ваш комментарий или отзыв