Что такое ОВЗ — расшифровка, определение, назначение и проблемы ОВЗ в школьном образовании
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Определение и расшифровка понятия ОВЗ — что это
Аббревиатура ОВЗ читается как «ограниченные возможности здоровья».
В общем понимании ребенок с ОВЗ – это несовершеннолетнее лицо, имеющее нарушения в физическом и/или психическом развитии и нуждающееся в особом подходе воспитания и обучения.
ОВЗ в медицине
Такие дети также называются особенными. Они могут иметь или не иметь официально установленный статус инвалидности, что зависит от степени тяжести имеющихся проблем:
- первая степень – умеренные нарушения, которые можно восстановить при должном лечении, обучении и воспитании. Инвалидность получить возможно, но чаще всего, это удается с трудом;
- вторая степень – выраженные нарушения, влияющие на социальную активность в некоторых ее аспектах (соответствует третьей группе инвалидности у взрослых);
- третья степень – еще более выраженные нарушения в развитии, значительно ограничивающие социализацию (вторая группа инвалидности у взрослых);
- четвертая степень – критически выраженные нарушения необратимого характера (первая группа инвалидности у взрослых).
С медицинской точки зрения, дети с ОВЗ – это лица, от 0 до 18 лет, имеющие явные отклонения по здоровью, отсталость в развитии, частичную или полную утрату психических или физиологических функций организма.
Всего выделено 5 уровней нарушений и 4 уровня задержек, каждому из которых присвоен свой код. Последние описывают специфику болезней и их влияние на жизнедеятельность человека.
Нарушения отличаются от задержек тем, что первые практически никогда не поддаются полному восстановлению, вторые же можно исправить с помощью качественной реабилитации. С полной медицинской расшифровкой ОВЗ и описанием их категорий можно ознакомиться в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков» ВОЗ (МКФ-ДП).
Печально, но факт: согласно статистике бюро медико-социальной экспертизы, количество детей с инвалидностью в России увеличивается с каждым годом. Для сравнения: в 2016 г. их численность составляла 617.000 человек, в январе 2019 г. – уже 670.000. Интересно, что показатели взрослой инвалидности при этом снижаются.
ОВЗ по ФГОС
В сфере образования дети с ОВЗ – это отдельная каста, для категорий которой существуют адаптированные основные образовательные программы (АООП). Различные нарушения здоровья требуют специфического подхода, соответствующего психическим и физиологическим способностям учеников.
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Начального Общего Образования детей с ОВЗ учитывает каждую категорию особенных учащихся и предоставляют несколько вариантов обучающих программ:
- Глухие, глухонемые – родившиеся такими или ставшие в течение жизни, контактируют через глаза и ощущения, мышление строится на образах. Отличаются неустойчивым вниманием и быстрой утомляемостью. В обучении главную роль играет акустическая сурдоаппаратура, с помощью которой ученики учатся произносить звуки и понимать слова. Для них существует 4 варианта АООП.
- Слабослышащие – частичная потеря слуха, тугоухость, недоразвитость речи. Таких детей учат развивать восприятие и концентрировать внимание на губах говорящего, за счет чего развивается внимание и зрительная память. Для них есть 3 варианта программ.
- Слепые (врожденная слепота или приобретенная до 3-х лет) – имеют возможность выбрать программу из 4 предложенных вариантов.
- Слабовидящие – видящие частично. Для них существует 3 программы обучения.
Работа с детьми с ОВЗ 3 и 4 категорий направлена на максимальное развитие здоровых анализаторов с целью компенсации полностью или частично утраченных. Их можно объединить, так как принадлежащие к ним дети имеют схожее восприятие мира через слух и тактильные ощущения. Проблемы со зрением делают мыслительные процессы бедными, нарушают пространственную ориентацию (свою и предметов). - Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта обучающих программ. В данном случае ОВЗ у детей – это врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата, ДЦП, параличи и парезы конечностей. Ограниченность движений негативно влияет на развитие наглядно-действенного мышления, что приводит к отставанию в формировании понятий и абстракций. Обучение этой категории совмещается с посильной физической активностью.
- Задержка психического развития (ЗПР) – задержка, дифицитарность, искаженность, повреждение развития психических процессов при сохранном интеллекте приводит к медленному, скачущему восприятию и быстрой утомляемости, нелогичной и неясной речи, отсутствию способности анализировать и обобщать. Такие дети инфантильны и импульсивны, поэтому для них разработано 3 варианта обучающих программ, содержащих легкие, интересные задания, не требующие большого психического напряжения.
- Тяжелые нарушения речи (ТНР):
- алалия – слух и интеллект сохранны, однако речь страдает из-за нарушения речевых областей мозга. Низкая обучаемость письму и чтению не дает развиваться словарному запасу;
- афазия – разрушение уже имеющейся речи из-за поражения речевого (речь исчезает практически полностью) или двигательного центра (исчезают отдельные звуки) в мозге;
- дизартрия – ребенок с ОВЗ этой категории страдает нарушением речи вследствие недоразвитости речевого аппарата;
- ринолалия — патология строения органов артикуляции приводит к нарушению всех психических функций, кроме зрительной и логической памяти.
- Расстройства аутического спектра (РАС) – дети с психическими отклонениями в виде нарушений в аффективной сфере, влекущими за собой трудности в процессе социальной адаптации. 4 варианта образовательных программ.
- Отклонение в интеллектуальном развитии – 2 варианта программ. Здесь ученики с ОВЗ – это дети, страдающие олигофренией, дебильностью, умственной отсталостью. Несмотря на искаженное восприятие, мышление и затрудненную речь на уроках обучающиеся могут овладеть элементарными навыками письма, чтения и счета.
По рекомендациям ФГОС обучение детей с ОВЗ должно проходить в инклюзивных школах или медико-социальных центрах, базирующихся на основе коррекционных образовательных учреждений. Ребенок любой категорией имеет право на получение образования без дискриминации с целью коррекции нарушений здоровья и благополучной интеграции их в общество.
Проблемы школьного образования особенных детей
Дети с ОВЗ отличаются своими особенностями, и это накладывает ряд негативных последствий на их жизнь:
- Проблемы со здоровьем препятствуют обычному общению со сверстниками, что влечет трудности в приобретении социальных навыков. Особенные дети чувствуют себя скованно, их самооценка зачастую ниже, чем у здорового ребенка. Также они ощущают настороженность окружающих, а иногда и враждебность, что болезненно бьет по личности.
- Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в специальном образовании, адаптированном под его потребности и возможности. Проблема этого вопроса состоит в том, что в нашей стране ощутимо не хватает специалистов, которые должным образом могут обучать детей с нарушениями. Да и сами инклюзивные школы есть не во всех городах.
- Недостаточная психологическая подготовка учителей и их предвзятое отношение к необычному ребенку – тоже реальная проблема. Например, они могут требовать от ученика больше, чем он может в реальности. Несоответствие требований педагога способностям обучаемого влечет плохие оценки и нежелание учиться.
- Враждебное отношение родителей нормально развивающихся детей – строится на опасениях, что дети с ОВЗ каким-то образом негативно повлияют на развитие их отпрысков.
- Нехватка специализированного оборудования, учебного инвентаря, которые нужны для более эффективной работы с детьми.
Ваш комментарий или отзыв