Что такое культура речи — определение понятия, его сущность, показатели и критерии культуры речи

Обновлено 25 марта 2024 Просмотров: 27 142 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Общество строится на общении: разговаривая с близкими за ужином, читая новостную ленту в соцсетях или просматривая рекламу, человек пользуется средствами языка. А они в свою очередь естественным образом связаны как с историей родной страны, так и с ее духовным богатством.

Беседа

Разобраться в многообразии информации и правильно выстроить отношения даже с незнакомцами помогает культура речи. Что это за явление, как выражается и по какой причине тесно связано с нашей историей, разберемся по порядку.

Определение понятия культуры речи — что это

Культурная речь – это речь не только правильная, но и богатая, что в основном обеспечивается лексическими знаниями каждого из нас.

Таким образом, сама культура речи – это своеобразный языковой бэкграунд человека, представляющий собой совокупность знаний, умений и навыков, связанных с применением языка:

  1. уместное использование языковых правил;
  2. владение нормами (словоупотребление, грамматика, произношение, ударение, стилистика и т.д.);
  3. знание ситуативных требований и умение пользоваться выразительными средствами во всем разнообразии условий общения.

Дисциплина охватывает самые разные сферы социального взаимодействия: от корректного выстраивания лингвистических конструкций до выбора правильного обращения к собеседнику. В качестве области языкознания такая культура фокусируется на проблемах нормализации и последующего использования слов.

Культура речи – раздел языкознания, исследующий проблемы, связанные с совершенствованием языка как орудия культуры в широком смысле этого слова. Предметом культуры речи как научной дисциплины являются вопросы нормализации литературного языка, принципы и правила речевого общения, этические нормы общения, проблемы современного состояния речевой культуры общества.

Определение

Специалисты изучают наиболее распространенные в данный момент формы, используемые носителями языка, фиксируют их, а после – заносят в словари, обновляя общепринятую «словарную» норму с учетом существующей практики. И уже на нее стоит опираться при обучении детей, при написании текстов или говорении.

Русский язык и культура речи

О важности исторического наследия можно писать диссертации, но у нас есть возможность только пройтись по главному.

Культура речи как органичная часть современной российской лингвистики начала формироваться на излете XIX века. Однако массовое появление трудов, что легли в основу дисциплины, отмечается лишь в начале XX в.

Большой вклад в дело распространения речевой культуры внесла новообразованная советская интеллигенция, которая в 1920-е активно развивала «рабоче-крестьянскую культуру», делая особый упор на «чистоту языка». И только в 1952 году Институт русского языка АН СССР создает сектор культуры речи под руководством Ожегова.

В 1960-х над проработкой понятия начинают работать выдающиеся лингвисты, выходят теоретические работы В. В. Виноградова, выдержанные в лучших традициях русского дореволюционного языкознания. Следующее десятилетие захватывают уже труды Д.Э.Розенталя и Л.И.Скворцова, сформулировавших базовый кластер теоретических основ культуры русской речи.

Высказывание

К началу 1970-х отмечаются попытки разграничить культуры речи и языка, ведь последнее специалисты связывали со свойствами литературных текстов, которые считались образцовыми и, как правило, брались за основу для формирования нормативной базы.

Практическая сущность культуры речи

Языковая культура, будучи лингвистической дисциплиной, фокусируется на кодификации. Это подразумевает довольно обширный перечень функций, основными из которых являются:

  1. сбор узуса всех используемых форм;
  2. их фиксация и последующее изучение;
  3. определение (или изменение) действующей нормы;
  4. выработка языковой политики.

Нормой, принятой для общего употребления, обычно признается лишь один из наиболее распространенных вариантов – это касается ударения, грамматического рода, склонения и пр. Впрочем, возможны исключения.

Например, до недавнего времени слово «кофе» использовалось сугубо в мужском роде, современники же могут спокойно писать:

  1. «вкусный кофе»;
  2. «горячее кофе».

Нормы то и дело меняются, и это понятно. Главное – не пытаться искусственно навязывать языковую политику стагнации или, наоборот, полностью забывать о действующих правилах языка.

Кроме того, являясь синтетическим подразделом лингвистики, культура речи подразумевает описание двух ключевых свойств. Это:

  1. «правильность речи», куда входит соответствие литературной норме;
  2. «речевое мастерство», связанное с доходчивостью, выразительностью, стилистической уместностью.
Объяснения

Подходящие с точки зрения правил варианты граждане могут подсмотреть в словаре или в интернете. А вот мастерства добиться непросто, поскольку для этого необходимо следовать речевому этикету, опирающемуся на внелингвистические факторы (статус, возраст, пол и др.).

Проще говоря, культурная речь должна быть «совместимой» с условиями общения – можно говорить как по учебнику и звучать абсолютно неуместно.

С другой стороны, в большинстве нормативных ситуаций существуют общие табу, куда входят:

  1. грубые, вульгарные выражения;
  2. бранные слова;
  3. сквернословие и оскорбления;
  4. повышенный тон.

В исключительных случаях дружеского общения от нормы отходят. Также простительной нередко считается ругань в экстремальных обстоятельствах. Впрочем, универсальной оценки нет, поскольку в речевом мастерстве важна не сама «правильность» как таковая – здесь ключевым критерием выступает показатель того, насколько лучше или хуже использованная форма способствует установлению контакта и/или достижению коммуникативных целей.

Разнообразие функций культуры речи

Конкретный выбор слов не всегда очевиден. В рамках культуры речи существуют функциональные стили как письменного, так и ораторского языка, для которых важны собственные нормы.

При этом ярко выделяется просторечие, сохраняющая свою форму разновидность слов и выражений, которая будет неуместной (или даже грубой) в большинстве официальных текстов. Но даже ее можно использовать для достижения экспрессии.

Качества

Важнейшая миссия речевой культуры – свести манеру общения к наиболее эффективной форме, что подразумевает речевую прагматику, когда фразам свойственны:

  1. лаконичность – краткость без потери смысла;
  2. понятность – простые выражения без смысловой подоплеки;
  3. логичность – аргументированность, использование общеизвестных фактов.

От риторики же заимствуются способы выстраивания речи так, чтобы собеседник почувствовал максимальное расположение и доверие к говорящему. Более того, лингвисты обозначили перечень вариантов, достаточно далеких от культурной нормы.

Чтобы оставаться в границах допустимого, нужно убрать из лексикона:

  1. диалектизмы;
  2. просторечия;
  3. заимствования;
  4. штампы;
  5. канцеляризмы.

Но – без фанатизма. В качестве эталона обычно рекомендуют брать литературный язык, используемый в художественной литературе. Но здесь важно делать поправку на авторское видение, которое не всегда соответствует правилам.

Аспекты культуры речи

Понимание культуры речи приходит при разделении ее на подразделы, каждый из которых отвечает за свою область языкового взаимодействия:

  1. нормативный – кодификация;
  2. коммуникативный – дифференциация выразительных средств;
  3. этический – этикет, приемы общения.
Аспекты

Все три аспекта частично уже затрагивались в статье, но без четкого обозначения. При этом стоит отметить, что нормативный аспект культуры речи считается важнейшим, поскольку формирование нормы – это исторический (статистический) процесс, происходящий непосредственно в социуме.

На этом фоне литературный язык считается высшим проявлением культуры речи, «идеалом», поскольку нуждается в донесении информации до широких народных масс, а значит, использует наиболее понятные и в то же время – наиболее привлекательные формы.

Полученная норма обладает рядом свойств:

  1. стабильность – общепринятые формы изменяются медленно;
  2. распространенность – все граждане знают или могут узнать о норме;
  3. обязательность – соблюдение правил использования языка;
  4. традиция – литературные источники считаются авторитетными;
  5. эстетическое восприятие – закрепляет лучшее из созданного в речевом поведении;
  6. динамичность – способность к изменению с течением времени;
  7. «плюрализм» – сочетание даже противоположных друг другу норм.

Нормативность плотно связана с закономерностями, а не с прописыванием «правильного». А вот коммуникативный аспект культуры речи позволяет менять речевое общение в зависимости от поставленных задач, чтобы научный доклад, список покупок и признание в любви отличались выразительными средствами и точно достигли адресата.

Приветствие

В то же время этический аспект практически не заметен, существуя в форме «вежливости». Лучше всего понять его сущность позволяют функции общения, выделенные Р.О.Якобсоном:

  1. внеязыковая действительность – описание мира;
  2. отношение к действительности – описание эмоций;
  3. магическая функция – «создание и контроль» реальности («Да будет свет!»);
  4. поэтическая – сообщение как таковое (то есть ради самого сообщения);
  5. металингвистическая – суждения о языке;
  6. фатическая – для обслуживания языкового контакта с конкретным человеком.

Именно в последнем пункте этика выходит на первый план. Зачастую тема или ее подробность не столь важны, как факт общения – например, во время знакомства с одноклассниками, с коллегами, болтовни о погоде с малознакомыми людьми основное внимание уделяется форме, а не содержанию разговора.

Вместо заключения

Примечательно, что в советскую эпоху даже такое явление, как культура речи, воспринимали (и использовали!) в качестве действенного воспитательного инструмента, помогающего изменить общество к лучшему.

Увы, сегодня практика «общественного воспитания» уже почти не актуальна, разве что на образовательных каналах для самых маленьких. А ведь узнавать новые слова, способы их использования нужно каждому. Выразительная, правильная и красивая речь – ключевая черта цивилизованного человека.

Ваш комментарий или отзыв