Что такое факультет как часть структуры вуза
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Высшее образование так или иначе заставляет знакомиться с новыми терминами. И пока большинство выбирает «дорогой – значит хороший вуз», качество знаний нередко зависит от конкретного факультета или даже от преподавательского состава на кафедре.
Какая между ними разница и почему стоит обращать внимание на регалии будущих учителей?
Что такое «факультет» – базовая информация
Факультет – это структурное подразделение университета, курирующее получение студентами знаний в рамках одной или нескольких родственных специальностей.
Иными словами, факультет объединяет науки, имеющие отношение к конкретной отрасли знаний, и готовит специалистов именно для этой сферы деятельности.
Слово прошло цепочку заимствований:
- от немецкого «fakultät»;
- через латинское «facultās», как «возможность, способность»;
- из калькированного греческого «δύναμις», как «отрасль знаний».
Термин использовался еще в Средневековье для обозначения направлений, в рамках которых зарождающиеся университеты готовы были обучать граждан. В те времена общество больше всего нуждалось в хорошо подготовленных специалистах всего трех направлений – это были врачи, знатоки права и служители церкви.
Отсюда – появление трех оригинальных факультетов, которые на протяжении всех средних веков считались старшими:
- медицинский;
- юридический;
- теологический.
Первоначально в разных университетах преподавали в основном дисциплины, имевшие отношение к одной из вышеуказанных специальностей, благодаря чему превалирующий факультет являлся своеобразным центром этого университета.
Лишь в XVI веке в Германии появилось еще одно направление – философский факультет, созданный на базе факультетов свободных искусств, которые не считались старшими, а преподаваемые там дисциплины изучались лишь в рамках общего образования.
Впоследствии начало происходить деление на гуманитарные и естественнонаучные дисциплины. И подобное «дробление» происходит по сей день: где-то факультет выделяют под вновь открытую область знаний, где-то – для исследовательской деятельности или изучения междисциплинарных отраслей.
Структурные особенности факультета
Факультет обладает высокой степенью автономности, что обусловлено необходимостью при осуществлении исторически сложившихся задач:
- обучения студентов и аспирантов;
- повышения квалификации практикующих специалистов;
- руководства исследовательскими работами.
В зависимости от конкретной образовательной системы или от региона факультет могут называть иначе (при полном сохранении базовых функций):
- департамент;
- институт;
- колледж.
Обычно под факультетом подразумевают преподавательский состав, а не студентов – в частности, по причине усложнения образовательного процесса и появления междисциплинарных программ, нуждающихся в курировании специалистов из разных областей науки.
В России, например, система управления факультетом сводится к следующей схеме:
- декан – общие организационные вопросы;
- заместители декана – руководство образовательным процессом, исследованиями и др.;
- ученый совет – для рассмотрения ключевых вопросов жизни факультета;
- кафедры – подразделения, ответственные за обучение и исследования;
- отделения – для организации учебной работы.
Декана утверждает ректор Вуза (университета), но кандидатов – в соответствии с уставом организации – избирают ученые советы вуза или конкретного факультета. Важным критерием при этом являются наличие научных степеней и солидного педагогического опыта.
Факультет и кафедра – одно и то же?
Как университет состоит из факультетов, так и сам факультет состоит из кафедр. Так что нет, это не одно и то же.
По сути, факультет просто не может полноценно функционировать без разделения на кафедры, осуществляющие подготовку студентов в рамках конкретной специализации.
Такое разделение помогает обозначить специальности и специализации для проведения углубленных исследований и последующего обучения узких специалистов. И хотя в дипломе обычно фиксируют только факультет, но каждый студент обязательно закрепляется за кафедрой, курирующей то или иное учебное направление.
Раньше существовала прямая связь в поступательном порядке:
- кафедра;
- специальность;
- специалитет.
Болонская система разбила получение высшего образования на бакалавриат и магистратуру, из-за чего кафедры частично утратили прежнюю значимость. Появились направления подготовки в виде комбинированных образовательных программ, состоящих из нескольких содержательных фрагментов, закрепленных за разными кафедрами.
Теперь же профилирующая/выпускающая кафедра занята оптимизацией программы для сохранения целостности обучения и координации с профессиональным сообществом.
Заведующий кафедрой избирается в ходе тайного голосования, а затем утверждается ректором. В этом они похожи на деканов. Преподаватели выбирают руководителя на основе заслуг и личностных качеств, тем самым определяя будущее направление научной деятельности. Именно поэтому важно присмотреться к учителям по специальности при выборе вуза: от них зависит, насколько продуктивной и комфортной будет учеба.
Дополнительные задачи факультета
Факультет продолжает заниматься научной деятельностью, поэтому на его базе создаются лаборатории и даже полноценные исследовательские центры.
А те в свою очередь – поскольку находятся в ведении профильной кафедры, – могут быть задействованы в обучении студентов или, наоборот, оставаться доступными лишь для сотрудников.
Несколько близких по направлению деятельности факультетов могут объединяться в более крупные формирования с соответствующими названиями – академия, институт и пр. С другой стороны, создание самого факультета не обязательно связано с научной дисциплиной, а может привязываться к способам обучения в рамках вуза:
- подготовительный;
- заочный;
- вечерний;
- повышения квалификации.
Абитуриентам перед подачей документов всегда стоит прояснить перечисленные выше моменты. Чтобы вместе с дипломом получить качественные знания, желательно поступать туда, где специалисты профильной и смежных дисциплин всегда доступны для взаимодействия.
Вместо заключения
Современники обычно выбирают в целом вуз, хотя именно факультет формирует базу знаний и помогает будущему специалисту в раскрытии его потенциала. Ориентируясь на преподавательский состав, можно стать выдающимся профессионалом и после окончания учебного заведения без раскрученного бренда.
Ваш комментарий или отзыв