Что такое факультет как часть структуры вуза

Обновлено 29 ноября 2023 Просмотров: 123 544 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Высшее образование так или иначе заставляет знакомиться с новыми терминами. И пока большинство выбирает «дорогой – значит хороший вуз», качество знаний нередко зависит от конкретного факультета или даже от преподавательского состава на кафедре.

Какая между ними разница и почему стоит обращать внимание на регалии будущих учителей?

Студенты

Что такое «факультет» – базовая информация

Факультет – это структурное подразделение университета, курирующее получение студентами знаний в рамках одной или нескольких родственных специальностей.

Иными словами, факультет объединяет науки, имеющие отношение к конкретной отрасли знаний, и готовит специалистов именно для этой сферы деятельности.

Слово прошло цепочку заимствований:

  1. от немецкого «fakultät»;
  2. через латинское «facultās», как «возможность, способность»;
  3. из калькированного греческого «δύναμις», как «отрасль знаний».

Термин использовался еще в Средневековье для обозначения направлений, в рамках которых зарождающиеся университеты готовы были обучать граждан. В те времена общество больше всего нуждалось в хорошо подготовленных специалистах всего трех направлений – это были врачи, знатоки права и служители церкви.

Отсюда – появление трех оригинальных факультетов, которые на протяжении всех средних веков считались старшими:

  1. медицинский;
  2. юридический;
  3. теологический.

Первоначально в разных университетах преподавали в основном дисциплины, имевшие отношение к одной из вышеуказанных специальностей, благодаря чему превалирующий факультет являлся своеобразным центром этого университета.

Лишь в XVI веке в Германии появилось еще одно направление – философский факультет, созданный на базе факультетов свободных искусств, которые не считались старшими, а преподаваемые там дисциплины изучались лишь в рамках общего образования.

Впоследствии начало происходить деление на гуманитарные и естественнонаучные дисциплины. И подобное «дробление» происходит по сей день: где-то факультет выделяют под вновь открытую область знаний, где-то – для исследовательской деятельности или изучения междисциплинарных отраслей.

Структурные особенности факультета

Факультет обладает высокой степенью автономности, что обусловлено необходимостью при осуществлении исторически сложившихся задач:

  1. обучения студентов и аспирантов;
  2. повышения квалификации практикующих специалистов;
  3. руководства исследовательскими работами.

В зависимости от конкретной образовательной системы или от региона факультет могут называть иначе (при полном сохранении базовых функций):

  1. департамент;
  2. институт;
  3. колледж.

Обычно под факультетом подразумевают преподавательский состав, а не студентов – в частности, по причине усложнения образовательного процесса и появления междисциплинарных программ, нуждающихся в курировании специалистов из разных областей науки.

Аудитория

В России, например, система управления факультетом сводится к следующей схеме:

  1. декан – общие организационные вопросы;
  2. заместители декана – руководство образовательным процессом, исследованиями и др.;
  3. ученый совет – для рассмотрения ключевых вопросов жизни факультета;
  4. кафедры – подразделения, ответственные за обучение и исследования;
  5. отделения – для организации учебной работы.

Декана утверждает ректор Вуза (университета), но кандидатов – в соответствии с уставом организации – избирают ученые советы вуза или конкретного факультета. Важным критерием при этом являются наличие научных степеней и солидного педагогического опыта.

Факультет и кафедра – одно и то же?

Как университет состоит из факультетов, так и сам факультет состоит из кафедр. Так что нет, это не одно и то же.

По сути, факультет просто не может полноценно функционировать без разделения на кафедры, осуществляющие подготовку студентов в рамках конкретной специализации.

Такое разделение помогает обозначить специальности и специализации для проведения углубленных исследований и последующего обучения узких специалистов. И хотя в дипломе обычно фиксируют только факультет, но каждый студент обязательно закрепляется за кафедрой, курирующей то или иное учебное направление.

Раньше существовала прямая связь в поступательном порядке:

  1. кафедра;
  2. специальность;
  3. специалитет.
Специальность

Болонская система разбила получение высшего образования на бакалавриат и магистратуру, из-за чего кафедры частично утратили прежнюю значимость. Появились направления подготовки в виде комбинированных образовательных программ, состоящих из нескольких содержательных фрагментов, закрепленных за разными кафедрами.

Теперь же профилирующая/выпускающая кафедра занята оптимизацией программы для сохранения целостности обучения и координации с профессиональным сообществом.

Заведующий кафедрой избирается в ходе тайного голосования, а затем утверждается ректором. В этом они похожи на деканов. Преподаватели выбирают руководителя на основе заслуг и личностных качеств, тем самым определяя будущее направление научной деятельности. Именно поэтому важно присмотреться к учителям по специальности при выборе вуза: от них зависит, насколько продуктивной и комфортной будет учеба.

Дополнительные задачи факультета

Факультет продолжает заниматься научной деятельностью, поэтому на его базе создаются лаборатории и даже полноценные исследовательские центры.

А те в свою очередь – поскольку находятся в ведении профильной кафедры, – могут быть задействованы в обучении студентов или, наоборот, оставаться доступными лишь для сотрудников.

Несколько близких по направлению деятельности факультетов могут объединяться в более крупные формирования с соответствующими названиями – академия, институт и пр. С другой стороны, создание самого факультета не обязательно связано с научной дисциплиной, а может привязываться к способам обучения в рамках вуза:

  1. подготовительный;
  2. заочный;
  3. вечерний;
  4. повышения квалификации.

Абитуриентам перед подачей документов всегда стоит прояснить перечисленные выше моменты. Чтобы вместе с дипломом получить качественные знания, желательно поступать туда, где специалисты профильной и смежных дисциплин всегда доступны для взаимодействия.

Вместо заключения

Современники обычно выбирают в целом вуз, хотя именно факультет формирует базу знаний и помогает будущему специалисту в раскрытии его потенциала. Ориентируясь на преподавательский состав, можно стать выдающимся профессионалом и после окончания учебного заведения без раскрученного бренда.

Ваш комментарий или отзыв