Кто такие зумеры — определение, отличие поколения Z от других, их характерные черты и как они живут
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Сегодня то и дело всплывают отсылки к пресловутой теории поколений, благодаря которой в нашей речи появились такие новомодные словечки, как миллениал, бумер, зумер, блумер, включая всевозможные «вариации на тему».
Но кто все эти люди? И какие такие особенности у них имеются, которые отличают их от нас, простых и ничем не примечательных современников самой неоднозначной эпохи?
Определение понятия Зумеры (поколение Z) — кто это
Зумеры — это сленговое, часто пренебрежительное обозначение молодых людей, формально относящихся к демографическому «поколению Z» (рождённых, по разным классификациям, в середине 1990–2010-х гг.). В обыденном словоупотреблении относится к молодёжи вообще, противопоставляемой людям старшего поколения — бумерам, миллениалам и т. д.
«Поколение Z» (1995—2010) («цифровые аборигены») привязано к большому количеству устройств, доверяет информации, публикуемой друзьями, а также рекомендациям блогеров и лидеров мнений. Концепция «Word of Mouth» («из уст в уста») стала непосредственной частью модели коммуникаций представителей поколения. Характерна вдумчивость, способность к многозадачности, прямолинейность, экономность, замкнутость.
Некоторые считают, что эти новоизобретенные слова – такая себе локальная шутка, родившаяся в результате смешения социологии с одним из самых ярких интернет-трендов последних лет – мемами. Но это лишь издержка одного околонаучного подхода к классификации доминирующих поколений, сформированных событиями той или иной эпохи.
А затеяли это все два пытливых американца – историк и писатель-драматург Уильям Штраус и его коллега и соавтор Нил Хау. Не совсем ясно, что именно сподвигло новоиспеченных социологов на такую работу, но они взяли и решили пересмотреть всю историю США сквозь призму поколенческих циклов с 1584 года и вплоть до наших дней.
Хотя в сети можно найти массу значений рассматриваемых нами терминов, оригинальных трактовок, базирующихся на теории поколений, – всего четыре. И для каждого поколенческого архетипа Штраус и Хау придумали собственное яркое название:
- Бумеры – это физически крепкое духовно раскрепощенное послевоенное поколение, результат высокой рождаемости, обусловленной стабилизацией экономики и уверенным ростом финансового благополучия. Это «аборигены», родившиеся в эпоху так называемого бэби-бума (1943—1960), то есть практически это родители миллениалов;
- Поколение X – то самое 13-е (или потерянное) поколение, технически грамотные дети культурной революции, родившиеся в эпоху глобальной компьютеризации (1961—1981). Это люди-«сэндвичи», занимающие некое промежуточное положение, поскольку вынуждены заботиться не только о будущем (детях), но и о непростом настоящем (престарелых родителях);
- Поколение Y – свидетели расцвета технологий и слома старого мира (1982—2004), родившиеся на рубеже тысячелетий, благодаря чему их и назвали миллениалами;
- Зумеры – первые дети цифровой эпохи (рожденные с 2003—2005 по наши дни), так называемое поколение Z («пионеры»), о котором мы поговорим ниже.
Согласно теории Штрауса-Хау, каждые четверть века в каждом социуме формируется новое поколение с собственным мировоззрением, набором ценностей и характерным только для него поведением. Эти молодые люди, объединенные схожими условиями развития и взросления, которые и становятся затем своеобразным «лицом» своего времени.
Принцип цикличности довольно элементарен – как только заканчивалась одна цепочка событий, формирующая у этого поколения схожие черты характера, тут же начиналась следующая, которая точно так же влияла на формирование новой поколенческой группы.
При этом каждый последующий этап (цикл) отличается от предыдущего значимостью личного и общественного. По сути это выглядит так: государственные и социальные институты периодически ослабевают и теряют доверие, в то время как личность обретает больше духовной автономии.
В итоге это оборачивается кризисом институциональных структур, сменой культурных направлений и ростом общественного самосознания. Но потом наступает время следующего этапа цикла – построения новых институтов с очередным подавлением личных свобод, и все повторяется.
Поколение зумеров: Z – люди будущего
Ожидание социального прорыва увязывается, как правило, с людьми поколения Z. И в этом есть своя логика. Если бумеры придерживались традиционных ценностей и являлись воплощением «американской мечты», то «сэндвичи» уже переставали верить в Бога, легко шли на добрачные половые связи, не желая следовать догматам общества.
Миллениалы в свою очередь демонстрировали протест более открыто, а зумеры моментально адаптировались и начали жить в изменившейся реальности (цифровая эпоха), когда все вышеперечисленное уже стало данностью.
И эта цифровая реальность заставила выпасть из повестки вопросы воспитания, оставив в ней только проблемы отношения к технологиям. Так, в частности:
- бумер, будучи зрелым и состоявшимся членом общества, предпочитает телевизор и до сих пор остается верен журналам и газетам, для него нет ничего лучше бумажной книги;
- миллениал же активно пользуется интернетом, умело совмещает реальность с виртуальностью, выстраивая собственный комфортный ландшафт между современными технологиями и повседневной жизнью;
- зумер – это уже качественно новый человек. Это весьма продвинутый центениал, не представляющий себе мира без цифровой реальности. И хотя его родители обычно берут работу еще и на дом, чтобы иметь возможность самолично приглядывать за своим гиперактивным чадом, тот все равно остается в компании любимых гаджетов, через которые он познает мир, знакомится и общается с другими людьми.
Различия между этими поколениями легко проследить на примере обычной покупки в магазине, когда бабушка достает текстильный кошелек, мать рассчитывается банковской картой, а дочь просто открывает приложение в смартфоне. Вот вам и вся разница между «аборигенами» и «пионерами»…
Зумер – это мем, рожденный эпохой
Концепция поколений давно переросла исходную теорию и вошла в повседневную речь, пусть и в несколько ином значении. Для современников бумер – любой консерватор, часто – старше сорока, который слабо разбирается в технологиях и модных веяниях (причем и не желает этого делать) и вообще придерживается устаревших взглядов.
В то же время зумером называют любого человека прогрессивных взглядов, который все время в поиске и открыт для нового.
Параллельно в разговорной речи существуют еще четыре ироничных «вариации на тему»:
- кумер – от coomers, из английского cum («сперма») – так называют радикального интроверта, намекая, что весь список его увлечений сводится к просмотру порнографии и хронической деградации в одиночестве;
- глумер – от gloomers, из gloom («уныние») – это тот, кто сохраняет поверхностные социальные связи, с головой погружается в работу и частенько сидит в социалках, но ни от одной своей деятельности не получает удовольствия;
- думер – от doomers, из doom («судьба, рок»). Видели в мемах человечка с сигаретой и в вязаной шапочке? Это думер, который не ждет от жизни ничего хорошего и давно смирился с судьбой. Само воплощение пессимизма, разочарования и отсутствия амбиций;
- блумер – от bloomers, из bloom («цветение»). Полная противоположность апатичного думера. Это улыбающийся человечек в синей толстовке – вобрав мудрость бумеров и энтузиазм зумеров, он с оптимизмом строит планы на будущее.
Понятно, что эти названия – своеобразный сленг, пародирующий термины из оригинальной теории. Упоминание кумеров с глумерами встречается не очень часто, а вот две последние категории обычно соотносят с миллениалами, хотя строгой привязки и нет, поскольку речь идет не столько о возрасте, сколько об особенностях характера.
Что касается мема, изображающего представителя самого молодого поколения, то просто посмотрите на самый расхожий вариант:
Вместо заключения
Несмотря на шквал критики (в основном из академических кругов), нельзя отрицать практическую пользу теории Штрауса-Хау. Она помогает социологам предсказывать примерное поведение людей на протяжении нескольких поколенческих циклов.
Но если потребуется найти правильную маркетинговую стратегию или психологически грамотный подход для общения с молодежью, нужно изучить эту концепцию более детально. На бытовом же уровне подобные «обзывалки» – просто безобидная шутка, которая не стоит особого внимания.
Комментарии и отзывы (3)
Разные поколения отличаются друг от друга, поскольку здесь важную роль играет та среда в которой эти поколения воспитывались.
Одно дело послевоенные годы, когда жизнь никого особо не баловала, тогда люди спасение искали в семье, детях.
Сегодняшнее поколение существует в эпоху продвинутых технологий, труд предпочитает исключительно офисный, о семье думает в последнюю очередь, просто ловя кайф от жизни.
Конечно, определенное разделение на поколения имеет место быть. Но все это очень условно, и зависит от страны и этноса. Да, для США и стран Европы, это справедливое деление.
Но для более консервативных и тоталитарных обществ, такого не прослеживается. В развитых странах прогресс идет очень быстро, и само собой, каждое новое поколение, получает большое преимущество над предыдущим.
Рациональное зерно в этом есть, но люди слишком разные, и часто принадлежность к технологичному классу определяется банальным уровнем дохода.
Ваш комментарий или отзыв