Что такое строфа

4 октября 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Это слово звучит волшебно, как сама поэзия. Слышится в нём что-то напевное, древнегреческое. А ещё его часто путают с понятием «строка».

Чтобы разобраться, чем одно отличается от другого, обратимся к словарю литературоведческих терминов.

Строфа

Да и узнать, какими бывают строфы, будет не лишним, ведь при анализе поэтического текста на уроках литературы без представления о том, что такое строфа в стихотворении, просто не обойтись.

Строфа — это...

Слово «строфа́» происходит от греческого «поворот». Как термин оно стало употребляться в античности и прекрасно сохранилось до наших дней. Правда, в Древней Греции этим названием обозначали песнь хора, которая исполнялась во время движения хористов по сцене.

Когда хор завершал ход в одну сторону и поворачивал в обратном направлении, одна строфа заканчивалась и начиналась другая. Позже так стали называть чередующиеся парные сочетания рифмующихся строк (стихов).

В современном понимании строфа — это часть стихотворного текста, повторяющееся с определённой периодичностью сочетание стихотворных строк, связанных ритмико-интонационным строем, а в рифмованном стихотворении — и способом рифмовки.

По своим функциям строфа в поэзии напоминает абзац в прозе.

Тот, кто задастся вопросом «Строфа – это сколько строк?», не получит однозначного ответа.

Наиболее привычной формой строфы для русскоязычного читателя является четверостишие. Также существуют дву- , трёх- , пяти- , шести- , семи- , восьми- , девяти- , десятистишия и другие разновидности строф, о которых поговорим дальше.

Строфа и рифма

В рифмованных стихах выделить строфу проще, чем в нерифмованных.

На письме расстояния между строфами чаще всего обозначены пробелами (пустыми строками).

Но если автор или издатель забыли это сделать, «опознать» строфическую единицу можно самостоятельно.

Самый простой вид строфы – двустишие. Его образуют две строки с парной рифмовкой. Схема такой рифмовки: АА.

Сочетание двух двустиший – это уже четверостишие. В зависимости от использованных поэтом рифм, оно выстраивается по одной из схем:

  1. ААББ – парная;
  2. АБАБ – перекрёстная;
  3. АББА – опоясывающая (кольцевая)

Примеры строф

Далее при усложнённом сочетании рифмующихся строк появляются шестистишия с возможным расположением рифм: АБАБВВ, АБВАБВ, ААББВВ, АББАВВ, ВВАББА и так далее.

Наконец, вершиной виртуозности можно считать октаву: восемь поэтических строк, зарифмованных по схеме: АБАБАБВВ.

В нерифмованных стихах строфы отделяются друг от друга по принципу чередования мужских и женских окончаний в словах.

В фольклорных текстах главным принципом стихотворной организации выступает синтаксический параллелизм – такой приём, когда предложения выстроены по одной схеме и иллюстрируют уподобление одного явления другому на основе их противопоставления:

«То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит, —
То моё сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит…»

Виды строф в мировой поэзии

Можно выделить несколько типов строф в зависимости от их происхождения:

  1. Античная строфика:
    1. по привязке к именам древних поэтов: Алкеева строфа, Сапфическая строфа, Асклепиадова строфа;
    2. по названию стихов: ионическая, дорийская, ямбэлегическая строфа.
  2. Европейская строфика:
    1. по привязке к поэтическому наследию знаменитых поэтов: нибелунгова строфа, терцины («Божественная комедия» Данте), секстины (Петрарка), катрены (П.Верлен), «спенсерова строфа» — девятистишие, схема построения которого была предложена английским поэтом Э.Спенсером.
    2. по жанру и назначению: моностихи, хоральные бар-формы, секвенции, канцоны, мадригалы, сонеты, рондо, триолеты.
  3. Восточная строфика: газелла, касида, рубаи, хокку (хайку), танка и другие.

Три типа строфики не существуют изолировано.

К примеру, европеец Ф.Г.Лорка облекал свои лирические шедевры в форму газелл, а жанр сонета распространился по всем уголкам света, обретя множество причудливых разновидностей («перевёрнутый сонет», «сонет на ножке» и другие).

Русская строфика

Преобладающим направлением русской лирики стала рифмованная поэзия. Так как одним из её источников был фольклор, успешно прижилась в России форма двустишия.

Её можно встретить как в произведениях авторов 18-19 веков (Дмитриева, Державина, Крылова, Пушкина, Лермонтова, Кольцова), так и в творчестве поэтов 20 столетия (Блок, Есенин, Клюев, Ахматова, Цветаева, Мандельштам).

Самой распространённой формой русского стихосложения стало четверостишие. Чуть реже встречаются терцины и пятистишия.

Такая форма, как семистишие, может считаться экзотической (пример – стихотворение Лермонтова «Бородино»). Восьмистишие (или октава) закрепилось в русской поэзии благодаря Пушкину, который написал октавами целую поэму («Домик в Коломне»).

Пушкину также принадлежит собственное русское явление мировой строфики – «онегинская строфа».

Онегинская строфа

Как и сонет, эта форма состоит из 14 строк, но имеет особую схему рифм, сочетающую все три способа рифмовки: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЗЗ. Игривая и лёгкая строфа легла в основу стихотворного романа «Евгений Онегин», придав ему чёткую ритмическую организацию, сюжетную динамику и оригинальность звучания.

Заключение

Тем же, кто так и не понял, чем строфа отличается от строки, скажем кратко: строфа – это как минимум 2 строки и как максимум – 14 строк.

Это «кусочек стихотворения», в котором, как рыбка в пруду, плещется и играет законченная и отдельная поэтическая мысль.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Десерт
* Нажимая на кнопку "Подписаться" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

Использую для заработка

Рубрика: Отвечаю на частые вопросы

Комментарии и отзывы


Текст Вашего сообщения:

* Нажимая на кнопку "Добавить комментарий" или "Подписаться" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подписаться на новые комментарии к этой статье