Кто такие «Адресат» и «адресант» – определение, как разобраться в отличиях этих паронимов
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Общение – главный инструмент цивилизации для освоения мира и развития социальных связей. Но по мере роста численности, развития городов и расселения на огромных пространствах встречаться для личного взаимодействия становилось все затруднительнее.
Рост уровня грамотности помог компенсировать расстояния, и со временем сформировалась отдельная культура, в рамках которой оказались нормой жизни два похожих слова – «адресат» и «адресант». Разница между ними существенная, а в чем она заключается, сейчас разберемся.
Определение понятий Адресат и Адресант – что это
Необходимо уточнить, что «адресат» и «адресант» – паронимы, обозначающие слова с противоположным лексическим значением. Они очень похожи, но отличаются и по набору морфем, и по звучанию.
Адресат — это получатель, т.е. физическое или юридическое лицо, которому отправлено письмо (сообщение, бандероль и т.п.).
Адресант — это отправитель, т.е. физическое или юридическое лицо, которое отправило письму (сообщение и т.п.).
Примечательно, что оба понятия невольно заставляют нас вспомнить о некоторых сложностях заочного общения.
Касательно первого слова, адресат – это термин для обозначения получателя.
Кстати, лицом, которому адресуется отправление, может оказаться не только гражданин, но и учреждение или организация.
В русскоязычном сегменте слово появилось благодаря длинной цепочке заимствований и калькирования:
- из праиндоевропейского «(o) reg'» («направлять, выпрямлять»);
- от немецкого «Adressat»;
- от французского «adresse» и т.д.
Хотя отправитель (адресант) может оставаться анонимным, но конечную точку курьерские и почтовые службы знать обязаны, чтобы доставить сообщение в срок.
В этом смысле происходит ассоциативное перенаправление на понятие «адрес», которое используется для указания финальной цели послания.
Поскольку оба слова почти не используются в повседневной речи, в официальных документах и при оформлении почтового отправления путаница между адресатом и адресантом нередко приводит к возвращению посылки или письма.
Реалии цифрового века
Адресат и адресант – это понятия, с которыми нужно быть осторожнее, когда имеете дело с иностранными почтовыми службами.
Практика такова, что готовые конверты или специальные бланки сегодня часто более востребованы, так как сопровождаются очевидными для обывателя маркерами. При указании адресата и адресанта используются графы:
- получатель (для кого, кому) и т.д.
- отправитель (от кого) и т.п.
Такие «заготовки» анкетного типа кратно сокращают количество ошибок при заполнении информации и существенно ускоряют работу почтовой службы.
Адресат и адресант – это концепции, которые в современном мире почти не сохранили прежнего значения, хоть и избавлены сейчас от львиной доли формальностей при заполнении бумаг.
Переход на цифровой документооборот автоматизировал большую часть процессов, добавив такие преимущества, как:
- автоматическое прописывание отправителя;
- проверка релевантности адреса получателя;
- цифровые подписи на документах, письмах и пр.
Современные службы доставки также используют автоматическую систему проверки при составлении заказа, минимизируя риск ошибки:
- адресант (поставщик) – указывается формально, не несет практической информации, тогда как отправителем указывается или магазин, или курьерская служба;
- адресат (получатель) – фиксируется на электронных картах, правильность информации проверяется с помощью звонков и СМС.
Чем слабее влияние человеческого фактора, тем быстрее передача отправлений (посланий, посылок, грузов, заказанных товаров).
«Адресат» и «адресант» для повсеместного употребления
Адресант – это понятие бюрократическое, а вот с его паронимом – дело иное, поскольку адресат – это очень удобное слово для многих ситуаций.
В широком смысле адресатами являются все люди, которым направляют свои обращения публичные спикеры:
- слушатели и зрители рекламы;
- фанаты музыкальных групп;
- поклонники интеллектуального кино;
- любители компьютерных игр и т.д.
В таких случаях, как правило, происходит сближение понятий «целевая аудитория» и «адресат».
Ваш комментарий или отзыв