Кто такие «Адресат» и «адресант» – определение, как разобраться в отличиях этих паронимов

Обновлено 27 марта 2024 Просмотров: 37 942 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Общение – главный инструмент цивилизации для освоения мира и развития социальных связей. Но по мере роста численности, развития городов и расселения на огромных пространствах встречаться для личного взаимодействия становилось все затруднительнее.

Почтальон Печкин

Рост уровня грамотности помог компенсировать расстояния, и со временем сформировалась отдельная культура, в рамках которой оказались нормой жизни два похожих слова – «адресат» и «адресант». Разница между ними существенная, а в чем она заключается, сейчас разберемся.

Определение понятий Адресат и Адресант – что это

Необходимо уточнить, что «адресат» и «адресант» – паронимы, обозначающие слова с противоположным лексическим значением. Они очень похожи, но отличаются и по набору морфем, и по звучанию.

Адресат — это получатель, т.е. физическое или юридическое лицо, которому отправлено письмо (сообщение, бандероль и т.п.).
Адресант — это отправитель, т.е. физическое или юридическое лицо, которое отправило письму (сообщение и т.п.).

Примечательно, что оба понятия невольно заставляют нас вспомнить о некоторых сложностях заочного общения.

Касательно первого слова, адресат – это термин для обозначения получателя.

Кстати, лицом, которому адресуется отправление, может оказаться не только гражданин, но и учреждение или организация.

Определение

В русскоязычном сегменте слово появилось благодаря длинной цепочке заимствований и калькирования:

  1. из праиндоевропейского «(o) reg'» («направлять, выпрямлять»);
  2. от немецкого «Adressat»;
  3. от французского «adresse» и т.д.

Хотя отправитель (адресант) может оставаться анонимным, но конечную точку курьерские и почтовые службы знать обязаны, чтобы доставить сообщение в срок.

В этом смысле происходит ассоциативное перенаправление на понятие «адрес», которое используется для указания финальной цели послания.

Поскольку оба слова почти не используются в повседневной речи, в официальных документах и при оформлении почтового отправления путаница между адресатом и адресантом нередко приводит к возвращению посылки или письма.

Реалии цифрового века

Адресат и адресант – это понятия, с которыми нужно быть осторожнее, когда имеете дело с иностранными почтовыми службами.

Практика такова, что готовые конверты или специальные бланки сегодня часто более востребованы, так как сопровождаются очевидными для обывателя маркерами. При указании адресата и адресанта используются графы:

  1. получатель (для кого, кому) и т.д.
  2. отправитель (от кого) и т.п.

Такие «заготовки» анкетного типа кратно сокращают количество ошибок при заполнении информации и существенно ускоряют работу почтовой службы.

Конверт

Адресат и адресант – это концепции, которые в современном мире почти не сохранили прежнего значения, хоть и избавлены сейчас от львиной доли формальностей при заполнении бумаг.

Переход на цифровой документооборот автоматизировал большую часть процессов, добавив такие преимущества, как:

  1. автоматическое прописывание отправителя;
  2. проверка релевантности адреса получателя;
  3. цифровые подписи на документах, письмах и пр.

Современные службы доставки также используют автоматическую систему проверки при составлении заказа, минимизируя риск ошибки:

  1. адресант (поставщик) – указывается формально, не несет практической информации, тогда как отправителем указывается или магазин, или курьерская служба;
  2. адресат (получатель) – фиксируется на электронных картах, правильность информации проверяется с помощью звонков и СМС.

Чем слабее влияние человеческого фактора, тем быстрее передача отправлений (посланий, посылок, грузов, заказанных товаров).

«Адресат» и «адресант» для повсеместного употребления

Адресант – это понятие бюрократическое, а вот с его паронимом – дело иное, поскольку адресат – это очень удобное слово для многих ситуаций.

В широком смысле адресатами являются все люди, которым направляют свои обращения публичные спикеры:

  1. слушатели и зрители рекламы;
  2. фанаты музыкальных групп;
  3. поклонники интеллектуального кино;
  4. любители компьютерных игр и т.д.

В таких случаях, как правило, происходит сближение понятий «целевая аудитория» и «адресат».

Ваш комментарий или отзыв