Что такое Пропаганда — определение, назначение, какие приемы используются в пропаганде
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Если произнести слово «пропаганда», то первая ассоциация будет иметь негативный оттенок.
Пропаганда, простыми словами – это что-то вроде программирования сознания.
Сегодня попытаемся докопаться до сути, узнаем: что такое пропаганда, какие виды бывают и в чем ее основное предназначение.
Определение понятия Пропаганда – что это
Латинское слово «рropaganda» переводится как «распространять веру (во что-либо)».
Говоря проще, пропаганда – это распространение какой-либо информации (фактов, сведений, аргументов в пользу или против чего-то, иногда домыслов и лжи) с целью формирования устойчивого мнения о чем-либо в обществе или в его определенной части. Люди, которые занимаются пропагандой, называются пропагандистами.
Если Иванов рассказал вам, что в магазине он купил булку хлеба за 30 рублей, то он просто поделился с вами информацией.
Если же Иванов сказал, что купленный им хлеб по 30 руб. – это ужасно дорого, потому что правительство стремится как можно больше денег выудить у народа – то это пропаганда против существующей власти. Конечно, пример примитивен, но, думаю, что схема работы пропагандистов вам понятна.
Пропаганда – это процесс.
В этом процессе задействованы:
- субъект — группа общества, которая стремится навязать свою точку зрения другой социальной группе;
- объект – целевая аудитория, на которую направлены агитационные действия.
Методы пропаганды заключаются в воздействии на эмоции и разум человека. К пропагандистским методам относится:
- навешивание «ярлыков». Мы привыкли к ярлыкам и поэтому автоматически отождествляем ярлык с лицом (группой лиц), которому его «навесили». Мы не подвергаем сомнению данную характеристику, а начинаем относиться к характеризуемому объекту в соответствии с ней;
- упоминание чего-либо для придания упоминаемому факту солидности и веса. Например, если написано (сказано), что «эксперты утверждают …», то мы с доверием относимся к тому, о чем будет упомянуто далее;
- принадлежность к большинству. Фраза «большинство населения считает …» заставляет нас думать, что большинство не может быть неправым, поэтому мы постепенно меняем свою точку зрения;
- отзывы знаменитостей – очень востребованный прием у пропагандистов. Почитатели таланта знаменитости не могут допустить того, что их кумир может сказать неправду;
- страх – наверно, самый действенный метод пропаганды. Это тот вариант, когда нам говорят, что если мы не сделаем то-то, то нас ждет то-то. Чувство самосохранения у человека развито очень сильно, иначе мы бы уже вымерли как вид.
Поэтому манипулирование с помощью различных страшилок является очень эффективным.
Средства, используемые для пропаганды:
- телевидение;
- интернет (ютуб, социальные сети, Телеграм, Дзен и другие средства интернет-коммуникации);
- радио;
- газеты и журналы;
- лекции;
- наглядная агитация.
Главное отличие пропаганды от обычного распространения информации – наличие цели, в пользу которой ведется пропагандистская деятельность (т.е. наличие преднамеренности) + систематичность этой деятельности.
Простой схематичный пример: Сидоров в своем выступлении на публике заявил, что Иванов – не очень умный человек (дурак, проще говоря). Одноразовое упоминание этого факта – это просто информация к сведению.
Но если Сидоров будет утверждать это на каждом перекрестке, привлечет телевидение, разбрасывание листовок и т.д., добиваясь, чтобы в его домыслы поверила определенная аудитория, то его деятельность будет классифицироваться как пропаганда.
Пропаганда может быть 2 видов:
- позитивная – она несет в массы общепринятые ценности. Например, пропаганда здорового образа жизни;
- негативная – манипулирует эмоциями и разумом людей для создания определенного настроя в различных слоях общества.
Для чего нужна пропаганда
Как правило, основная сфера, где активно применяется пропаганда – это политика.
Ведь именно политика нуждается в средствах манипулирования людьми. Политическая пропаганда может быть и позитивной, и негативной. Процентный состав этой смеси зависит от целей, которые преследует та или иная партия, тот или иной политик.
Позитивная пропаганда используется для информирования и воспитания общества.
Негативная призвана обострить имеющиеся в социуме противоречия по расовому, национальному, социальному признаку. Это ведет к расколу общества, к его ущербу. Ущербным обществом легче манипулировать. Этого и добиваются пропагандисты, представляющие чьи-либо интересы.
Кто такие пропагандисты и какие приемы они используют
Как уже говорилось ранее, пропагандисты – это люди, занимающиеся пропагандой.
Главная их цель – сформировать нужное общественное мнение у определенной группы населения.
Чтобы люди доверяли пропагандисту, он должен владеть искусством манипулировать людьми и при этом быть им близким и понятным.
Пропаганда эффективна при соблюдении следующих условий:
- есть четко сформулированная цель;
- средства донесения пропагандируемых интересов максимально доступны для целевой аудитории (например, для молодежи оптимальным каналом доставки пропагандисткой информации является интернет, для лиц среднего и старшего возраста – телевидение);
- пропагандируемые тезисы легко понимаются целевой аудиторией и связаны с ее насущными проблемами. Именно поэтому пропагандистские материалы подготавливаются специалистами, среди которых есть и психологи;
- навязываемую информацию трудно опровергнуть (как правило, она логична, подтверждена реальными примерами).
Приемы, которые используют пропагандисты для достижения своей цели:
- искажение смысла и сокрытие части информации. Например, политик сказал фразу: «Казнить нельзя помиловать» без речевого выделения запятых. После этой оплошности данную фразу можно трактовать так, как это выгодно оппонентам политического деятеля.
Очень часто, слова, в действительности произнесенные видными политическими деятелями, трактуются пропагандистами с намеренным искажением смысла. Это очень просто сделать: взять записанную на видео и аудионосители речь, исключить из нее пару предложений, и весь посыл этого спича приобретет совершенно диаметральный смысл;
- избирательность в подаче информации. При этом одни факты максимально «обыгрываются», другие – замалчиваются;
- искажение значимости фактов. Например: Иванов посадил дерево – молодец, спас Землю! Сидоров помог ветеранам войны получить жилье – ну и что, невелик подвиг;
- представление недостоверной информации. Как правило, ложь не подается в открытом виде, опытные манипуляторы прячут ее под гарниром достоверных сведений.
Вместо заключения
Пропаганда – это неизбежность при любом строе и при любой власти. Поэтому не стоит безоговорочно доверять всему, что говорят вам СМИ, пропагандисты от власти или оппозиции.
Собственное мнение, основанное на фактах, может совпадать или не совпадать с общепринятым, но зато оно ваше.
Автор статьи: Елена Копейкина
Комментарии и отзывы (3)
Манипулировать можно только баранами, извините за грубость, но это так. Только глупому человеку можно что-то внушить, умный же всегда проверит информацию, заглянет в несколько источников и только после этого сделает выводы.
Олег: поверьте, что это дело от ума не шибко зависит. Есть люди внушаемые, а есть не поддающие внушению. Первые могут быть умными, а вторые — нет.
Хоть акцент и сделан больше на негативной стороне вопроса, но не все же так печально, есть и хорошая пропаганда. Что плохого в пропаганде отказа от курения? Хотя и эnj может использовать всякого рода страшилки, преувеличивать вред табака на организм, но делается это на благо здоровья общества.
Реклама товаров тоже своего рода пропаганда, ведь в рекламе не просто дают информацию о товаре или услуге, а часто преподносят объект рекламы, как что-то уникальное, обладающее неповторимыми свойствами, что, мягко говоря, не соответствует действительности.
Ваш комментарий или отзыв