Что такое беллетристика — краткое определение, особенности жанра, примеры писателей беллетристов
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Нередко в текстах, посвящённых творчеству того или иного автора, мы сталкиваемся с такими фразами, как «беллетристическая манера письма», «жанры беллетристики», «блестящий беллетрист».
При этом иногда термин употребляется в нейтральном, а иногда – в несколько сниженном, снисходительном контексте. Попробуем разобраться во всех его значениях.
Определение понятия Беллетристика — что это
Беллетристика (от фр. belles lettres — «изящная словесность») — общее название художественной литературы в стихах и прозе, либо же исключая стихи и драматургию.
В узком смысле беллетристика — это лёгкая литература, чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге.
Словари русского языка выделяют три значения слова «беллетристика»:
- Как обозначение художественной литературы в отличие от документальной и научной.
- Как название прозы в отличие от поэзии.
- Как название «лёгкого чтения» или «чтива» в отличие от «серьёзного».
Беллетристика – это произведения художественной литературы, написанные преимущественно в прозаическом жанре. Слово происходит от французского выражения «belles lettres», что означает «изящная словесность».
Изначально оно возникло из противопоставления текстов, написанных в художественном стиле, текстам научным и публицистическим. Можно сказать, что понятие имело жанрово-родовое значение.
В 19 веке в России у термина появился второй, узко стилистический, оценочный оттенок смысла, закрепившийся в современном литературоведческом обиходе.
Сегодня беллетристикой называются произведения для лёгкого, не требующего особых интеллектуальных усилий чтения.
Это ещё не бульварная, но уже не высокая литература. Не литература больших идей, но и не романы-однодневки.
Чётко определить отличительные особенности беллетристического произведения довольно непросто, они подвижны. И всё-таки попытаемся обозначить хотя бы некоторые его признаки.
Как опознать беллетристику
Пожалуй, главное отличие беллетристики от художественной литературы высшей пробы, — ориентированность на коммерческий успех.
Отсюда, как следствие, вытекают следующие признаки:
- обращение к острым социально-бытовым вопросам и общечеловеческим проблемам;
- напряжённость внутреннего конфликта;
- адресация некоему «среднему человеку», читателю, не хватающему звёзд с неба и не нуждающемуся в тонкостях интеллектуальной игры;
- простой по внутренней структуре (часто однолинейный) сюжет с обязательным разрешением внутреннего конфликта в конце произведения;
- стремление занимать, удерживать на себе внимание, развлекать, подыгрывая интересам публики;
- тяготение к изложению «философских» мыслей, за которыми не скрывается особенной оригинальности или глубины.
Как вы понимаете, погружаясь в произведение беллетриста, читатель находит всё, что может удовлетворить его потребности:
- занимательный сюжет, от которого невозможно оторваться;
- ярких и запоминающихся персонажей, как правило, не похожих на всех, кто окружает нас в действительности;
- мораль с выводом, а лучше намёком на то, как можно и как нельзя поступать;
- простую и чаще всего совпадающую с самым скромным житейским опытом «философскую» идею.
Не всегда всё выглядит столь однозначно. Талантливый автор, глубоко осознающий свою роль в отведённом ему пространстве и времени, не боится затрагивать по-настоящему больные вопросы эпохи, и обращается к ним отнюдь не потому, что прогнозирует коммерческий успех.
Писатели-беллетристы
Не стоит думать, что писать беллетристику (во втором значении термина) проще, чем литературу больших идей.
Беллетрист должен уметь считывать потребности своего поколения читателей, находить универсальные образы, объединяющие всех и отзывающиеся в каждом сердце.
Например, живые характеры четырёх мушкетёров и удачно найденная расстановка противоборствующих фигур на много лет сделали знаменитый «исторический» роман А.Дюма бестселлером, а «Метро» Д.Глуховского буквально потрясло российское читающее сообщество достоверностью своевременно найденного художественного пространства.
В какой-то мере беллетристами были выдающиеся писатели Вальтер Скотт, отец и сын Дюма, Фенимор Купер и Майн Рид, Артур Конан Дойль и Агата Кристи.
Можно причислить к этому ряду таких непохожих друг на друга, но во многом определивших массовое сознание последних десятилетий Стивена Кинга, Паоло Коэльо, Джоан Роулинг.
Среди современных соотечественников беллетристами назовём следующих авторов:
- Людмила Улицкая;
- Дина Рубина;
- Дмитрий Глуховский;
- Алексей Слаповский;
- Анна Старобинец;
- Алексей Иванов.
Список можно продолжать сообразно собственному вкусу.
Повторимся: беллетристика – не бульварная литература, она качественна и вполне пригодна для серьёзного чтения, но чем-то она напоминает общественный пляж на популярном курорте — место есть для всех, но кое-где тесновато, кое-где мелковато, а кое-где и просто грязновато.
Кому хочется глубины и чистоты – добро пожаловать в открытое море, большую литературу!
Комментарии и отзывы (2)
То, что беллетристика обращается к острым социальным вопросам совсем не плохо, это помогает увеличить аудиторию, которая задумывается хотя бы об их существовании.
К беллетристике многие относятся снисходительно, хотя такая литература часто может донести до читателя больше, чем любой научный труд.
Ваш комментарий или отзыв