Что такое эргономика — определение, назначение, виды и области применения эргономики

Обновлено 28 февраля 2024 Просмотров: 120 622 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Среднестатистический человек большую часть жизни проводит на работе – железобетонный факт, с которым остается смириться и сделать так, чтобы трудовые будни проходили в комфорте.

Даже «удаленка», набившая оскомину в 2020-м, требует хотя бы минимальной организации рабочего места. Лежа на диване, успешно трудятся лишь рекламные герои: им-то ни к чему знать, что такое эргономика. Остальным эта информация не помешает.

Неправильная осанка из-за непродуманной эргономики рабочего места

Посему учимся мыслить эргономично, практично и динамично!

Определение понятия Эргономика – что это

В научном понимании эргономика – это область знаний, изучающая приспособление окружающего (чаще рабочего) пространства под человека для наиболее эффективного и безопасного пребывания в этом пространстве.

В центре внимания здесь система «человек → орудие труда → предмет труда → производственная среда». В общем, целая наука.

Обозначалась она не всегда одинаково. Все началось с поляка Войцеха Ястшембовского, который в 1857-м впервые применил термин «эргономия». В 1920-е в СССР использовали название «эргология», немцы предпочитали говорить об антропотехнике.

Но прижился английский вариант: слово «эргономика», восходящее к греч. ἔργον (работа) + νόμος (закон), вошло в обиход в Великобритании в 1949-м с созданием Эргономического исследовательского общества.

Выражаясь простыми словами, речь идет о приспособлении окружающей среды, работы, инструментов под человека, а не наоборот.

Так было не всегда. На этапе зарождения эргономики как научного знания (на рубеже 19 и 20 веков) в центре внимания было повышение производительности труда. Человек представлялся ресурсом, который нужно «выжать по-полной» для получения производственного результата.

Было единственно важно, есть ли у конкретного «ресурса» возможность для выполнения данной работы, и насколько интенсивно его можно эксплуатировать. При таком понимании эргономики, на фоне бурного промышленного роста и внедрения новой техники расцвел травматизм и текучесть кадров.

Развивающаяся техника предъявляла к человеку все больше требований. Стало очевидно: без перемен в этой сфере научно-технический прогресс теряет смысл. Например, во время Второй мировой войны, несмотря на скачок в военной технике, возникли проблемы с ее использованием.

Эргономика в современном понимании поначалу была связана с военным делом, «перекочевав» оттуда в промышленную и другие отрасли.

На первый план стала выходить оптимизация труда: уменьшение предельных нагрузок, уход от разрыва между возможностями человека и предъявляемыми требованиями. Трудовой процесс теперь организуется так, чтобы выполнение производственных задач стало не просто комфортным, но и безопасным. Стоимость современных орудий труда резко возросла, равно как и цена производственных ошибок.

Сегодня эргономика – это отрасль знаний, использующая результаты исследований в психологии, социологии, физиологии, медицине, гигиене труда, в технических и информационных дисциплинах.

Женщина сидит в эргономичном кресле и получает от этого удовольствие

Современная эргономика дистанцируется от классического определения – она связана не только с производством, все активнее входя в повседневную жизнь.

Эргономика рабочего места

Начнем с классики жанра: как ни крути, рассматриваемое понятие прочно связано с трудовым процессом. Так, во времена СССР эргономика рабочего места в стандартах и подобной им документации понималась как синоним технической безопасности. Пока не прояснилось: игнорировать человеческий фактор невыгодно, а порой опасно.

Организовав рабочее место с учетом принципов эргономики, реально успевать больше и меньшими затратами.

Как это реализуется на практике? Давайте посмотрим на примере человека, работающего за компьютером.

  1. Выбор и размещение мебели. Например, банальный офисный стол может играть роль барьера между сотрудником и посетителями. Или стать центром импровизированного мини-офиса, в котором большинство рабочих манипуляций можно совершать без лишних телодвижений (доставать документы с полок, не вставая из-за стола).
  2. В продолжение темы комфортных офисных перемещений – стулья. Колесики позволяют использовать их как средство передвижения. Регулируемой высотой сиденья сегодня вряд ли можно удивить, но важно подобрать оптимальную.

    Мобильность мебели не только позволяет сотруднику занять положение, наиболее комфортное для себя, но и вносит в его трудовые будни элемент креативности: он сам формирует рабочее пространство.

  3. Предметы, используемые чаще всего (принтер, телефон) стоит размещать в пределах досягаемости, чтобы за ними не приходилось тянуться.
  4. Верхний край монитора должен быть на уровне глаз (некоторые исследователи считают, что чуть ниже). Важно отрегулировать его яркость и контрастность до комфортных глазу показателей.
    Схема эргономичной посадки человека перед компьютером
  5. От документов и прочих материалов, утративших актуальность, нужно безжалостно избавляться. Нет – захламлению рабочего стола! Остальное подлежит сортировке по степени важности и срочности. Промаркировав несколько папок («Срочно в работу», «Отчеты за квартал», «Забыть, как страшный сон»), легко решить проблему поиска нужного в кипах бумаг.
    Применение эргономики в офисном пространстве
  6. Желательно, чтобы при проектировании рабочего пространства, будь то офис, лаборатория или цех, учитывались функциональные зоны (переговорная, комната отдыха, кофе-зона, т.д.). Отличное решение – разграничение зон для постоянных и временных сотрудников (приезжающих в командировки или студентов-практикантов). Мало кому нравится пускать за свой стол чужаков.

Эргономика в дизайне интерьера

Не работой единой жив человек, поэтому современная эргономическая наука не ограничивается изучением комфортного обеспечения трудовых будней. Обустройство быта в соответствии с физическими и психическими особенностями хозяев – не менее важно.

Канули в лету времена, когда жилье обставляли разрозненными предметами, приобретаемыми по случаю (знакомая «подогнала» румынскую стенку), по наследству, или подаренными на свадьбу родственниками.

Пример эргономичного дизайна интерьера советской эпохи

Сегодня дизайн интерьера базируется на принципах эргономики: все, что имеется дома, должно быть максимально удобно для использования.

Правила таковы:

  1. Не загромождать пространство: выбирать мебель соразмерно помещению, оставляя возможность для свободного перемещения. Ничто не должно препятствовать открыванию дверей и ящиков.
  2. Для нестандартной планировки лучший вариант – приобретать предметы интерьера под заказ. В маленькую комнату можно подобрать раскладную мебель.
  3. Избегать лишних предметов интерьера (красивых, но не функциональных) и пылесборников. Стоит продумать, где держать мелкие фигурки, статуэтки и подобные им предметы.
  4. Продумывать элементы декора: они должны как минимум не мешать, а лучше выполнять практические задачи.

Эргономика в интерьере идет рука об руку с безопасностью. Важно продумать количество и расположение электроприборов, соответственно –розеток. Использование удлинителей, «переносок» – не только моветон, но и противоречие технике безопасности.

Эргономичный интерьер – это продуманное зонирование: у каждой комнаты свое предназначение. Даже в малогабаритной квартире для каждого дела стоит отвести отдельный уголок. Особенно это актуально, если нескольким членам семьи приходится работать дистанционно.

Для зонирования удобно использовать ширмы, стеллажи со сквозными полками. Или переставить мебель так, чтобы она частично разделяла рабочие пространства домочадцев.

С удобством по жизни: эргономика хранения

Классический сценарий: в жилище закоренелого холостяка вторгается подруга жизни и наводит порядок. В итоге хозяин не может найти ни одной вещи, нервничает и с ностальгией вспоминает холостяцкое прошлое.

Квартира, сияющая идеальным порядком, хороша для фотосессий. На практике важнее эргономика хранения – когда удобно пользоваться вещами, отдыхать, готовить, работать…словом, жить.

В пространстве, которое:

  1. Понятно. В нем легко найти любую вещь. И не факт, что брюки должны храниться с брюками, а носки с носками. Кому-то будет удобнее хранить одежду по принципу комплектации (в спортзал, в офис, на вечеринку, т. д.).
  2. Удобно. Для получения нужного результата совершается минимум действий. Пусть используемое часто будет под рукой, то, что редко – помещается подальше. Прозрачные ящики, выдвижные полки, подписанные коробки – работают на эргономику.
  3. Вместительно. Задействовать «по уму» каждый сантиметр мест хранения – талант. Подвесные шкафчики и полки, напольные вешалки на колесиках позволят разместить вещи (включая многострадальные холостяцкие носки) так, чтобы они, когда нужно, оказывались под рукой, но не захламляли пространство.

Эргономика хранения ориентирована на удобство для хозяина, а не на идеально-показательный порядок в помещении.

Современный встроенный шкаф как пример эргономики хранения множества вещей

Эргономика в маркетинге

Неоспоримо: люди имеют как минимум разный рост, вес и пропорции тела. А еще среди них встречаются левши и правши.

Эти и десятки других факторов учитывает маркетинговая эргономика, приспосабливая товары к потребителям и обеспечивая удобство использования.

На выходе такая продукция обретает отличительные свойства:

  1. Антропометрические – соответствие конструкции товара и его элементов параметрам тела (росту, массе, т.д.). Это важно не только для одежды и обуви, но и для мебели, оргтехники и электротехники, бытовой техники… Провести день в офисном кресле, если ноги не достают до пола, а из-за мелких кнопок клавиатуры приходится тратить на набор текста вдвое больше времени – испытание!
  2. Гигиенические, влияющие на условия жизнедеятельности. Качество освещения, влажность и температура воздуха в помещении, уровень шума – «мелочи», способные серьезно влиять на самочувствие. Если речь о рабочем процессе, то и на производительность труда. Иногда, чтобы разрядить в офисе атмосферу раздражительности, достаточно избавиться от старого, надсадно дребезжащего принтера.
  3. Психологические и психофизиологические: соответствие товаров человеческому восприятию.

Вот так результаты эргономических исследований проникли практически во все сферы жизни. Благодаря достижениям эргономики на свет появились комфортные в использовании товары: наушники, кресла, столы, диваны, канцелярские принадлежности…

Спроектированы даже специальные станции (капсулы) для сна, в которых удобно отдыхать, включив при желании успокаивающие звуки природы или подсветку. И пусть весь мир подождет!

Суперэргономичная капсула для сна
Автор статьи: Татьяна Королева

Комментарии и отзывы (2)

Виола

Даже сейчас большинство работодателей просто пытаются выжать все что возможно из своих работников. Хотя, в долгосрочной перспективе это проигрышная стратегия.

Алексей

Да никто не будет обустраивать даже офисное рабочее место под правила эргономики. Работодатель покупает всё самое дешёвое, дешёвые офисные кресла, столы, да и мониторы компьютера не лучше, прямо чувствую, как каждый день оставляю на рабочем месте частичку своего здоровья.

Ваш комментарий или отзыв