Авария: что это такое, виды, отличия от катастрофы
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Если бы наша жизнь была всегда спокойна, без происшествий, аварий и прочих неприятностей, то это означало бы только одно – мы попали в рай.
Но мы живем в реальном мире, поэтому все вышеперечисленное – это часть нашей жизни.
Поговорим сегодня о том, что такое аварии, какие их виды различают, и чем они отличаются от катастрофы.
Авария – это …
Начну сразу с примера. Допустим, внезапно во всем микрорайоне погас свет. Мы вздыхаем и говорим: «Наверно, произошла авария на подстанции». Или водитель автомобиля, не справившись с управлением, наехал на придорожный столб. И в этом случае мы говорим, что произошла авария.
Следовательно, авария – это нештатное (происходящее не регулярно) событие в форме разрушения, поломки, взрыва, повлекшее наступление каких-либо негативных последствий или создавшее вероятность наступления таковых (потенциальная опасность).
Если она привела к серьезному материальному ущербу и (или) нанесла вред здоровью или жизни людей, то говорят, что она спровоцировала создание чрезвычайной ситуации (ЧС). То есть явилась первым звеном цепочки причинно-следственной связи «Авария → ЧС».
На самом деле это не одно и то же. ЧС может быть следствием – например, авария на Чернобыльской АЭС стала причиной крупномасштабной ЧС. Либо авария может стать следствием ЧС – например, землетрясение и цунами стали причиной аварии на АЭС в японском городе Фокусима.
Чем выше человечество поднимается по лестнице научно-технического прогресса, тем больше возрастает вероятность аварий.
Это логично, ведь появляется все больше новых технологий, новых механизмов, соответственно – увеличивается процент вероятности их поломок. Это не означает, что новшества непременно будут ломаться, а только то, что растет вероятность, что это произойдет.
Не буду объяснять суть теории вероятности, а объясню сказанное на примере. Допустим, в вашем доме нет никаких бытовых приборов. Следовательно, вероятность того, что один из них поломается, равна «0».
Купили вы телевизор. Появилась вероятность того, что с ним может произойти поломка. А если вы прикупили еще 9 бытовых приборов, то вероятность поломки (в сравнении с тем временем, когда вы жили в пустой квартире), возросла в 10 раз!
Поэтому, если ваша прабабушка скажет, что в ее время аварий не было, то это чистая правда. Ведь когда нечему ломаться, так и ломаться ничего не будет.
Немного терминологии:
- Если какой-либо технический объект находится на грани разрушения, поломки, уничтожения, то про такой объект говорят, что он аварийный.
- Аварийный ремонт – ремонт с целью ликвидировать последствия уже произошедшей аварии, либо с целью ее не допустить.
- Аварийная служба – подразделение, главная цель которого – выполнять аварийный ремонт.
- Аварийность – вероятность наступления аварии.
- Аварийная защита – комплекс средств и методов для ее недопущения.
- Аварийный источник электроэнергии – аппаратура, способная некоторое время снабжать какой-либо объект электричеством при отключении его основного источника.
Чем отличается от катастрофы
Эта тема подробно освещена в другой статье нашего блога, поэтому сейчас – тезисно:
- авария – это непосредственно происшествие, а катастрофа – это последствия ЧС (в том числе – аварий);
- авария имеет ограниченный масштаб (его можно оценить), а масштаб катастрофы можно оценить только по прекращению действия поражающих факторов;
- авария происходит на территориально ограниченном пространстве, катастрофа отличается глобальным размахом;
- при аварии нет (или мало) человеческих жертв, после катастрофы – много раненых, пострадавших, погибших;
- авария – ситуация, непродолжительная по времени, время катастрофы – не ограничено, до завершения действия поражающих факторов.
Техногенные аварии
Техногенная авария — это пришествие на техническом объекте, причинами которой могут быть:
- халатность сотрудников;
- внешние факторы, в том числе – природные (например, обрыв проводов при сильном ветре);
- непредвиденные сбои в работе систем объекта.
К техногенным авариям относятся:
- производственные аварии и катастрофы, т.е. те, которые произошли на промышленном производстве. Они могут привести к масштабным материальным потерям и человеческим жертвам;
- на магистральных трубопроводах;
- на АЭС и на ядерных установках исследовательских центров (радиационные аварии);
- гидродинамические аварии (о них — в статье далее);
- транспортные (о них – далее);
- аварии в энергосистемах, тепловых сетях, системе водоснабжения и очистных сооружениях.
Гидродинамические аварии
Гидродинамические – это аварии, произошедшие на гидротехнических сооружениях, вызвавшие неконтролируемое перемещение огромных масс воды.
К гидротехническим сооружениям относятся:
- плотины (на реках, водохранилищах, озерах);
- шлюзы.
Следовательно, пострадать от гидродинамических аварий могут люди, сооружения и земли, находящиеся ниже по течению от гидротехнических сооружений.
Аварии на гидротехнических сооружениях могут происходить:
- вследствие разрушительных сил природы:
- землетрясений,
- извержения вулканов,
- ливней,
- селей, оползней, обвалов,
- заторов и зажоров (на реках);
- из-за технических просчетов и дефектов, допущенных при строительстве;
- вследствие военных действий или диверсионных актов.
Последствия гидродинамических аварий:
- прекращение функционирования;
- травмы и гибель людей;
- подтопление земельных территорий. Зоны подтопления классифицируют следующим образом:
- первая – до 12 км от гидросооружения, скорость течения – до 30 км/ч,
- вторая – до 25 км, скорость – до 20 км/ч,
- третья – до 50 км, скорость – до 15 км/ч,
- четвертая – до 70 км, скорость – до 10 км/ч.
Люди, проживающие ниже по течению от гидротехнических сооружений, должны знать, что находятся в потенциальной опасности и иметь представление, как действовать в случае прорыва дамбы (плотины, шлюза). Что делать в случае наводнения, подробно описано в другой статье нашего блога.
Производственные аварии
Яркий пример — это события на ЧАЭС в 1986 году
Транспортные аварии
Они классифицируются по виду транспорта, на котором случилось происшествие.
- ДТП – дорожно-транспортные происшествия. Это аварии, произошедшие при участии транспортных средств. В ДТП может быть от одного и более участников. ДТП характеризуются по тяжести происшествия: от минимального материального ущерба до массовых жертв. ДТП на дорогах расследует ГИБДД (государственная инспекция безопасности дорожного движения).
ДТП бывают следующих видов:
- наезды на людей и животных,
- наезды на неподвижные объекты (заборы, бордюры, остановочные павильоны и т.д.),
- столкновения автомобилей друг с другом во время движения,
- опрокидывание транспортных средств в результате плохих дорожных условий, лихачества и т.д.
- Аварии на железнодорожном транспорте.
Виды происшествий:
- сход состава в рельс,
- столкновения составов,
- столкновения с иным транспортом, находящемся на ж/д путях,
- пожары и взрывы в ж/д составе.
В зависимости от наличия и количества пострадавших и жертв, аварии на ж/д транспорте дифференцируют по категориям:
- 1 – от 1 до 5 человек,
- 2 – от 6 до 11,
- 3 – от 12 до 30,
- 4 – от 31 до 50,
- 5 – свыше 50 человек.
- Аварии на воздушном транспорте.
В этом случае так называется происшествие на воздушном судне, не повлекшее человеческих жертв.
Основные причины авиа-аварий:
- ошибки пилотов – до 55 %,
- отказ техники – до 30 %,
- внешнее воздействие – до 10 %,
- прочие причины – до 5 %.
- Аварии на водных судах – это повреждение судна или его компонентов, либо нахождение судна на мели больше 40 часов.
А теперь, чтобы немного разрядить атмосферу после чтения такой серьезной темы, выясним: к чему снится авария. Толкования в разных сонниках разные, поэтому выбирайте, что вам больше понравится. Итак, авария снится как предвестник таких событий:
- утраты имущества;
- болезни;
- неприятных происшествий;
- если вы успели избежать аварии – то наяву вам удастся «выкрутиться» из серьезной неприятности;
- к бурным эротическим отношениям;
- предупреждение о возможности реальной аварии.
Все будет хорошо.
Автор статьи: Елена Копейкина
Ваш комментарий или отзыв