Что такое вотчина — определение и отличие от поместья

Обновлено 9 февраля 2024 Просмотров: 140 541 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Кому из нас не доводилось слышать фразы типа «Это не моя вотчина» или «Наконец-то Максу вернули его вотчину» и т.д.!

В общем контексте вроде бы все понятно, но многие ли точно знают, что такое вотчина и какое значение она имела для развития феодальных отношений и государства в целом?

Вотчина

Ну что ж, для полноценного раскрытия этой темы нам с вами придется совершить небольшой экскурс в отечественную историю периода примерно от VIII-IX и вплоть до XVIII вв., когда понятия вотчины и поместья были объединены в новом типе землевладения – имении.

Определение термина вотчина — что это

Чтобы не погружаться в довольно древнюю этимологию этого слова, достаточно обратиться к праславянскому языку, давшему нам два смысловых оттенка слова «отец» («otьсь»): «отчий» (как производное от «отьнь») и «отьчина» (как производное от диалектного «otьkь», которое могло означать и «самец животного», и «опекун, ответчик», и «хозяин, владелец»).

Таким образом, со времен формирования законного права на владение землей вотчина – это «отцовская собственность».

По сути это был передаваемый по наследству комплекс собственности, включающий в себя:

  1. родовой земельный участок (вместе с постройками и рабочим инвентарем), состоящий из пахотных земель, садов и огородов, сенокосных лугов, рыболовных и охотничьих угодий;
  2. права на заселенные зависимыми людьми деревни, где проживали крепостные крестьяне, челядь, холопы.

В Западной Европе того периода существовала аналогичная форма землевладения, которая называлась боклендом или аплодом (эти термины нередко использовались и в России как синонимы вотчины).

Крестьяне при этом оставались в своей общинной организации, в роли которой выступали альменды или коммуны (на Руси это были сельские общины).

Вотчина в Древней Руси и после ее распада

Начиная со второй половины VIII века, вотчинное владение землей начало заметно превалировать среди других типов феодальной собственности, и подобное главенствующее положение сохранялось в древнерусском государстве еще почти десять веков.

Вид

Одна вотчина могла отличаться от другой по величине и/или экономической структуре, что было обусловлено как ролью владения конкретного вотчинника, так и типом феодальной повинности зависимых крестьян.

Что касается разновидностей вотчинного землевладения, то их до конца XI века было всего три:

  1. княжеская вотчина – когда землевладение находилось в собственности князей и княжеских дружинников. Такие земли наследовались по принципу старшинства и не подлежали разделению;
  2. >боярская вотчина – в этом случае владельцами собственности являлись потомственные земские бояре, унаследовавшие все права прежней родовой верхушки. Зачастую боярская вотчина складывалась из нескольких землевладений, достаточно удаленных от центральной боярской усадьбы и, что было не редкостью, даже не взаимосвязанных между собой в экономическом плане;
  3. монастырская вотчина – особая форма церковного землевладения, когда в роли собственников выступали священнослужители высочайшего ранга и крупные монастыри.

Все без исключения вотчинники обладали достаточно обширными правами и привилегиями – они могли вершить суд в пределах своего землевладения, собирать подати и даже внедрять ленную систему в отношениях со своими вассалами.

Обладая правом практически безусловной собственности на унаследованную или благоприобретенную землю, владельцы вотчины могли свободно ею распоряжаться:

  1. покупать или просто захватывать;
  2. продавать и перепродавать;
  3. дарить;
  4. обменивать;
  5. передавать в аренду.

После распада Древнерусского государства (так называемый Период раздробленности) вотчинников, обретавших все большее влияние на политическую жизнь отдельных княжеств, начали серьезно ограничивать в правах.

Так, некоторых вотчинников государство обязывало служить именно тому князю, на землях которого находились владения этих собственников.

Другим владельцам земли, особенно если вотчина была родовая (потомственная), запрещалось продавать или менять унаследованную собственность без согласия всех представителей своего рода. Чуть позже земельные собственники были лишены и права вершить суды в своих вотчинах.

Чем поместье отличалось от вотчины

К концу XIV века, когда процесс централизации на Севере и Востоке Руси шел полным ходом, великокняжеская власть заметно окрепла и усилилась. Политические преобразования, введенные Иваном III и продолженные Иваном IV, в первую очередь затронули принципы вотчинного землевладения.

Отличия

В корне изменился и юридический характер поземельных отношений боярина/князя и его вольнонаемного слуги. Если раньше «вольник» мог в одном уделе быть слугой (работать на князя), а в другом – владеть вотчиной, то сейчас служба на княжеском дворе увязывалась с землевладением.

Эти кардинальные перемены и послужили своеобразным триггером для запуска процесса трансформации вотчинных принципов владения землей в систему поместного землевладения.

К чему это привело:

  1. к ограничению в праве покупки вотчины – то есть круг лиц, допущенных к приобретению земель, был ограничен;
  2. к ограничению в праве распоряжаться вотчиной (чтобы помешать переходу вотчины к лицам, неспособным к военной или государственной службе).

Со временем государственная служба, увязанная с землевладением, стала повинностью, а мысль о том, что землей может владеть лишь тот, кто служит царю, стала неписаным правилом.

Вскоре это правило окончательно восторжествовало и превратилось в основной принцип поместной системы: землевладение – это привилегия служилых лиц.

Вот так и получилось, что в гражданском обществе XVI века практически не осталось землевладельцев-вотчинников, не принадлежавших к служилому классу. И это понятно, поскольку государство стремилось обеспечивать служебную пригодность не столько отдельных лиц, сколько целых служилых родов и фамилий.

Процессы ограничений в вотчинном землевладении шли параллельно с расширением правовых основ, предусмотренных для поместий.

Эти тенденции, когда вотчинные владения постепенно уравнивались с поместными, развивались по нарастающей вплоть до XVIII века, когда и вотчина, и поместье утратили свою правовую базу.

Указ

Это произошло в марте 1714 года. На волне своих масштабных реформ Петр I издал еще один важный для Российского государства указ (ныне известный как «Указ о единонаследии»), в силу которого окончательно устранялась разница между поместными и вотчинными землевладениями, объединенными в новый вид земельной собственности, который стал называться имением.

Вотчина в современном контексте

На сегодня исторический смысл слова «вотчина» почти полностью утрачен, хотя сам термин остается в специфике научного употребления.

Что касается обыденной жизни, то обычно под вотчиной мы подразумеваем какую-нибудь территорию, организацию, область или сферу, в которой кто-то ощущает себя знатоком, экспертом, гуру. Или ведет себя по-хозяйски, держится чересчур уверенно.

Елка

Комментарии и отзывы (2)

Вячеслав

Сейчас термин вотчина можно применить к зажравшимся чиновникам, которые годами сидят на своих местах и чувствуют себя настоящими феодалами, отсюда и коррупция проистекает. Все ведь друг друга знают, доверяют, потому и взятки брать не боятся, а вот если бы чиновники не засиживались на одном месте, то и с созданием поместных корпораций жуликов и воров возникли бы непреодолимые сложности.

Дмитрий

Вечеслав: да, задолбали уже эти либералы. Как только до власти дорвутся — так и начинают ее использовать по полной. А вот те, кто не смог дорваться — критикуют, ибо завидно, что у кормушки не они стоят. Надо какой-то тест на либерализм придумать, что бы таких в чиновники не пускать.

Ваш комментарий или отзыв