Мониторинг — что это такое

Обновлено: 4 декабря 2017

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Периодически возникает желание объяснить те термины, что я и многие другие постоянно используют в своих статьях в интернете или в устной речи. До этого мы уже поговорили про гайды, про геймеров, про парадигмы, а так же коснулись темы троллинга, хейтерства и перфекционизма.

Что такое мониторинг

Сегодня у нас на очереди мониторинг. Что это такое? Зачем он нужен? Что можно и нужно мониторить? Кто этим занимается? Да и зачем вообще все это нужно? Вот такой вот краткий план для данной публикации. Поехали...

Что означает слово мониторинг


Сразу стоит оговориться, что слово это очень популярно и широко распространено. Используется оно чуть ли не во всех жизненных аспектах и потому интерес к нему довольно высок. Образовано оно, как ни удивительно, от английского слова monitoring, что в переводе означает: контролировать, проверять, наблюдать.

Собственно, на этом статью можно было бы и закончить, ибо ключевые слова, позволяющие понять что такое мониторинг, уже прозвучали — это контроль, наблюдение, проверка (периодическая или постоянная). Но все же я с вашего позволения продолжу и скажу хотя бы еще пару слов в пояснение сути, ну и примеры приведу для наглядности.

Если попробовать дать определение мониторингу другими словами, то это будет сбор информации. Причем собираться может все что угодно — данные по концентрации вредных веществ в атмосфере, финансовые показатели банков, информация проходящая в СМИ по какой-то тематике, доступность сайтов, значение текущих курсов валют (либо криптовалют) и т.д.

Самом собой, что мониторинг не ограничивается только сбором информации (накоплением данных). В его задачи так же входит их анализ или обработка, а зачастую так же принятие каких-то мер или действий по результатам этого анализа.

Например, Яндекс проводит мониторинг дорожной обстановки в Москве и других городах России, обрабатывает собранные данные и выдает «на гора» в виде карты пробок или предупреждений о затруднениях на дорогах. Информацию он собирает с помощью стационарных систем слежения и с помощью телефонов пользователей едущих в данный момент по дорогам страны.

Собираются данные о скорости движения машин владельцев телефонов, согласившихся передавать Яндексу такую информацию, и после обработки они выдаются в виде цветовой схемы в приложении «Яндекс Пробки», и в другие приложения с ним сотрудничающие. Этот процесс (сбора и обработки, т.е. мониторинга) идет постоянно, что и позволяет видеть реальную картину пробок практически в реальном времени.

Если вы живете в крупном городе, то наверняка в вашем подъезде ведется видеонаблюдение, которое тоже можно отнести к процессу мониторинга. Данные собираются на постоянной основе, а потом при необходимости могут послужить для прояснения моментов криминального и другого характера.

Мониторинг в примерах — какой он бывает


Наверняка вы слышали про финансовый мониторинг, когда центробанк отслеживает ключевые показатели банков, чтобы вовремя понять, что с каким-то из них начинают происходить неприятные вещи. Хотя, подобного вида наблюдения и проверки в финансовой сфере проводятся и на более низких уровнях — внутри банков, компаний и предприятий. Но суть та же — выявить признаки нестабильности, воровства или других негативных (или позитивных) тенденций.

Про экологический мониторинг я уже упоминал, но это не только наблюдение за количеством вредных веществ на улицах больших городов. Это и измерение температуры в разных уголках страны, и радиационный мониторинг, и наблюдение за направлением и силой ветра, за ростом количества мусора на свалках (полигонах), за выбросами крупных предприятий и мусоросжигательных заводов, и многое другое.

Мониторинг ведется практически во всех сферах жизнедеятельности — в образовательной, в культурной, в средствах массовой информации, в промышленности и сельском хозяйстве, в информационных средах (например, мониторинг общественного мнения), в сфере здравохранения и многом другом.

Почему это так важно? Зачем на это тратится столько времени и средств?

Ну, потому что это позволяет получить обратную связь и понять, что делается правильно, а что нужно менять.

Без этого невозможно будет четко отследить момент, когда нужно принимать срочные меры (например, мониторинг пожароопасной ситуации в периоды засухи), реагировать или просто выбрать лучшее среди имеющегося в данный момент выбора (например, мониторинг курсов криптовалют в обменниках или маршрут проезда с учетом пробок).

И еще большее значение мониторинг приобретает в эпоху цифровых технологий. Данных становится больше, анализировать их на глазок уже очень сложно, а значит становятся востребованы услуги тех, кто предлагает на аутсорсинге свои услуги по их сбору, упорядочиванию и представлению результата в удобоваримом виде.

Например, сервисы подобные Яндекс Маркет помогают вам сделать правильный выбор в том, что именно и где именно лучше купить. По сути, это вариант маркетингового мониторинга рынка на предмет лучшего предложения в сегменте и лучшего продавца (по цене и качеству обслуживания), опирающегося на отзывы пользователей (данные).

Так же примером могут служить сервисы мониторинга курса обменников, которые собирают данные по текущим курсам обмена с десятков, и даже сотен пунктов обмена, позволяя вам буквально за минуту выбрать самый выгодный для вас курс в более-менее надежном обменнике. Последнее опять же реализовано на сборе отзывов пользователей уже совершавших там обмены.

Если у вас уже есть свой сайт или вы только планируете его создать, то вам будет сложно обойтись без сервисов мониторинга доступности сайтов, которые смогут вас оперативно предупредить (сообщением на Емайл или СМС-кой на телефон) о том, что ваш сайт стал недоступен пользователям сети (возникли проблемы с хостингом, ваш сайт подвергся ддос-атаке или еще что-то случилось). Без постоянного мониторинга доступности вы об этом оперативно не узнаете и можете потерять позиции в поисковых системах.

Раз уж речь зашла про сайты, то при их продвижении вам может понадобиться сервис мониторинга позиций сайта в поисковых системах. У вас будут сотни и тысячи запросов, по которым желательно отслеживать позиции в выдаче Яндекса и Гугла, чтобы вовремя реагировать на их падение или рост (держать руку на пульсе). Профессиональные сеошники без этого просто жить не могут. Проверять же все это вручную практически не реально даже в краткосрочной перспективе

.

О будущем мониторинга


Очевидно, что различные мониторинги сейчас в тренде. Подобных сервисов и услуг, а так же компаний этим занимающихся будет становиться все больше и больше, ибо количество информации растет, а конкуренция повышается.

У нас капитализм, а значит нужно толкаться локтями, чтобы пробиться выше. Для того, чтобы тебя не затерли и в результате не оказаться на обочине, нужно всегда оперировать самыми свежими данными, а для этого нужно их мониторить, либо покупать эту информацию (отдавать на аутсорсинг) у тех, кто на этом подвязался зарабатывать.

В общем, скоро уже не будет тех, у кого это слово будет вызывать какие-либо вопросы и недоумения. Но пока будущее еще не наступило, надеюсь, что сей опус сослужил хоть кому-то добрую службу.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Запинить
* Нажимая на кнопку "Подписаться" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме:

Рубрика: Вопросы и ответы на любые темы

Комментарии и отзывы


Текст Вашего сообщения:

Подписаться на новые комментарии к этой статье

* Нажимая на кнопку "Добавить комментарий" или "Подписаться" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.