Работа с поведенческими факторами на качественно новом уровне

17 Ноябрь, 2014

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Поисковики справедливо полагают, что довольно много можно узнать о качестве ресурса, просто внимательно понаблюдая за отношением к нему посетителей. Собранное таким образом «общественное мнение» подмешивается вместе с остальными факторами ранжирования и может повлиять на позицию, занимаемую сайтом в поисковой выдаче. Причем хорошие поведенческие факторы (ПФ) очень важны не только для попадания в Топ, но и для удержания достигнутых позиций.

Само собой разумеется, что одним из основных методов оптимизации поведения пользователей будет ваша работа над текстами (читайте про то, какие тексты ценят поисковые системы и как их лучше оформить, чтобы улучшить ПФ), над дизайном сайта (читайте подробнее в статье про смерть СЕО), над удобством навигации и прочими вещами, которые вкупе могут сформировать положительное «общественное мнение» о вашем ресурсе (в том числе и у асессоров Яндекса).

Однако, существуют и другие способы оптимизации ПФ, которые можно использовать для существенного усиления озвученных выше действий. Правда они уже несколько выходят за грань «разрешенного поисковиками», но именно «серая зона» предлагает один из наиболее действенных инструментов продвижения (например, все те же пресловутые внешние ссылки, об изменении статуса которых мы говорили в приведенной статье).

Инструменты «серой зоны» эффективны, но в работе с ними нужна осторожность. Главное правило — максимальная естественность (например, размещение ссылок в тематических статьях на тематических сайтах, а не наоборот). То же самое можно сказать и о сфере улучшения поведенческих факторов — чем естественнее будет выглядеть воздействие, тем лучше. Наш сегодняшний разговор как раз и пойдет о появлении новой возможности в одном из сервисов работы с ПФ (Movebo) — самому управлять этой самой естественностью, полностью задавая сценарий поведения пользователя (засланного) на вашем сайте.

Поведенческие факторы и варианты воздействия на них


В случае ссылочного продвижения мы пытаемся добавить к естественной ссылочной массе сайта какую-то долю ссылок проставленных «не по доброй воле», а за материальное вознаграждение. Практически та же самая логическая схема работает и в случае поведенческого продвижения. Естественный портрет поведения пользователей на сайте мы пытаемся дополнить «хорошим поведением» пользователей, посетивших сайт «не по доброй воле». Главная задача, чтобы поисковики не отличили одних от других, а для этого нужно будет не выбиваться за рамки естественного поведения пользователя на вашем сайте.

Но давайте сначала вспомним, что такое ПФ и какие способы его измерения могут использовать поисковые системы. Различают два места, где поисковики могут собирать данные для формирования «общественного мнения» о вашем сайте:

  1. В своей собственной выдаче и Яндекс, и Гугл могут получить ряд метрик, которые потом можно будет учесть в оценке ПФ.

    1. Во-первых, это СТР вашего объявления в выдаче (как часто по нему кликают). Понятно, что кликабельность будет выше у первых позиций, но тут, я думаю, важно именно относительное значение. Если по занимаемой вашим сайтом в выдаче позиции кликают меньше, чем по нижестоящим объявлениям, то поисковик может посчитать ваш ресурс недостаточно интересным пользователям.
    2. Во-вторых, это так называемый последний клик (LastClick). Обычно пользователь при поиске ответа на свой запрос переходит на несколько сайтов из выдачи, какое-то количество раз возвращаясь обратно, пока не удовлетворит свое любопытство. Считается, что если его мыкания закончатся именно переходом на ваш сайт, то это будет являться существенным плюсом в вашу копилку «хороших поведенческих факторов».

    Для молодых сайтов эти значения определить трудно и не всегда возможно, ибо они имеют довольно низкую видимость в поисковиках. Скорее всего, для них учитывают только поведение пользователей непосредственно на их сайтах (см. следующий пункт).

  2. Замечательным решением со стороны поисковых систем было бы еще проследить действия пользователя непосредственно на сайте, куда он переходит с выдачи. Там можно будет снять массу косвенных показателей эффективности данного ресурса, таких как «Показатель отказов», «Глубина просмотра», «Время проведенное на сайте» или «Повторные посещения». Понятно, что для сайтов разных тематик эти показатели могут отличаться и очень даже сильно. Но поисковые гиганты вполне способны определить, укладывается ли поведение посетителей вашего сайта в «норму» или по каким-то показателям вы проигрываете конкурентам.

    Важным нюансом является то, что всю полноту картины поисковики могут получить только в том случае, если у вас на сайте установлены их системы аналитики (Метрика и Аналитикс). В противном случае, информация о внутренних поведенческих факторах вашего сайта у поисковиков будет неполной. Браться она может из браузеров, через которые заходят к вам посетители (точно можно сказать за Гугл Хром и Яндекс Браузер), из различных надстроек для браузеров (тот же Яндекс Бар) и гипотетически из данных других бесплатных систем статистики и браузеров, которые вполне могут этой информацией торговать (из-под полы, что называется).

Получается, что если хотите полностью отрыть данные о поведенческих характеристиках вашего сайта, то ставьте Метрику и Аналитикс. Хотя, если даже и не поставите, то вероятность выявления плохих ПФ все равно остается, и довольно-таки высокая. А как я уже упоминал в начале статьи, хорошие ПФ важны не столько для попадания в Топ, сколько для уверенного нахождения в нем на протяжение долгого времени. Хорошие поведенческие факторы — это гарантия стабильности.

Собственно, пора переходить непосредственно к теме поста. На рынке ссылок последнее время просматривается тенденция к созданию максимальной естественности проставляемых линков (совпадение тематик, из текста статей, кликабельные ссылки и т.п.). То же самое можно сказать и про оптимизацию поведенческих факторов. Стремление к естественности обусловлено желанием по максимуму снизить риски того, что поисковая система заметит подмену.

В связи со всем вышесказанным можно сделать вывод, что наиболее эффективным способом улучшения ПФ (помимо работы над самим сайтом) будет являться ввод «заинтересованным» пользователем «нужного» запроса в поисковой строке Яндекса и переход из открывшейся выдачи на сайт рекламодателя. На самом же сайте действия пользователя должны быть такими, чтобы, с одной стороны, не выходить за рамки естественности, а с другой стороны, показать поисковикам, что этот ресурс данному посетителю интересен и полезен (достаточное время проведенное на сайте, несколько просмотренных страниц, расшаривания в соцсети и т.п.).

Особенности работы с поведенческими факторами в Movebo

Если рассматривать Movebo, то в середине лета они выкатили важное обновление — введено ручное выполнение заданий, когда реальный человек выполняет переходы, просмотры и нужные действия на сайте.

Кроме этого, появилась система контроля выполняемых вручную заданий, которая ведет запись действий пользователя, выполняющего задание на вашем сайте, и вы можете сами, при желании, досконально проверить качество и при необходимости предъявить претензии исполнителю.

Вторым значимым, на мой взгляд, нововведением в Movebo стало появление инструментов, способных существенно повысить отдачу от работы с ПФ. Как я уже упоминал, самое главное в этом занятии — достижение естественности проводимых действий. Собственно, появилась возможность задать ряд параметров, которые позволят использовать более близкую к вашему сайту картину «хорошего поведения пользователя». Параметры эти задаются при добавлении в систему нового сайта:

  1. Тип сайта. Под общим словом «сайт» может скрываться и сайт-визитка, и интернет-магазин, и портал. При этом «хорошее» поведение пользователей на этих сайтах может кардинально отличаться. Например, на информационном ресурсе следует работать в направлении увеличения числа просмотренных пользователем страниц и времени, которое он проведет на нем (создание эффекта заинтересованности и увлеченности). Для интернет-магазина же важным будет просмотр страниц с товарами, условиями доставки, контактов, и в конце-концов прохождения всей воронки продаж. Поэтому учет типа сайта при постановке задачи исполнителю крайне важен.
  2. Тематика сайта. На каждого пользователя интернета поисковики пытаются собрать максимум данных всеми доступными им способами (где был, что делал, какие сайты посещал и что при этом его интересовало). В первую очередь поисковикам это надо для показа контекстной рекламы в соответствии с нашими текущими интересами и запросами. Но в то же время эти данные могут служить для выявления неествественного поведения посетителей сайтов. В Movebo при помощи этой настройки можно привлекать для выполнения ваших заданий только тех пользователей, которые и раньше интересовались схожей тематикой в своей повседневной сетевой жизни, тем самым говоря за естественность их поведения.
  3. Распределение суточного трафика. Не для всех сайтов кривая активности посетителей в течении суток будет совпадать. Следуя графику распределения, присущему именно вашему ресурсу при работе с ПФ, вы опять же будете следовать по пути естественности проводимых действий, ведь увеличение трафика в то время, когда обычно этого не происходит, может вызвать подозрения у поисковиков. Пока имеется возможность выбрать только между преобладающим дневным и ночным трафиком.
  4. Распределение недельного трафика. Собственно, распределение числа пользователей по дням недели тоже может быть сугубо индивидуальным (например, у кого-то в выходные спад трафика, а у кого-то, наоборот, самый пик). Соответственно и работа с ПФ должна полностью совпадать с вашим недельным графиком активности пользователей, что позволит придать ей приемлемый уровень естественности в глазах поисковых систем, ради которых мы и стараемся.

Описанные выше нововведения позволяют повысить уровень естественности действий, которые будут выполнять «материально заинтересованные» пользователи на вашем ресурсе.

Возможность создания цепочек заданий для исполнителей

Однако, выбирая глубину посещения и тип сайта, вы, конечно же, приближаетесь к естественному профилю поведения, но достичь полного совпадения не всегда получится. Вот именно для этого и была в Movebo добавлена еще одна немаловажная доработка — конструктор сессий (активируется одноименной кнопкой на странице настроек добавленного на продвижение сайта).

Т.е. вы получаете возможность вручную по шагам управлять поведением привлекаемых пользователей, составляя цепочки последовательных заданий (для одной или нескольких ключевых фраз), которые они должны будут выполнять (заходы в разделы, на страницы, оставление комментария, расшаривание в социальную сеть или лайк, добавление в корзину).

В поле «Перейти на страницу» вы можете указать название пункта меню на вашем сайте, по которому нужно будет перейти, либо текст анкора ссылки, которая расположена в тексте той страницы, куда пользователь попадет с выдачи Яндекса по нужной ключевой фразе (есть возможность настроить кампанию и для Google). Чуть ниже из выпадающего списка вы вольны выбрать то действие, что должен осуществить исполнитель на открывшейся странице.

Подобным образом вы можете добавить десяток шагов, но не забывайте, что расценки на выполнение ручных заданий в Movebo зависят от числа операций, совершаемых исполнителями (при добавлении четвертого и седьмого шагов вы увидите предупреждении о повышении цены).

Для каждого шаблона (его название вы задаете в самом верху) можно будет создать целый ряд цепочек с нужным вам числом шагов. Для каждой цепочки в поле «Вероятность действия» можно будет выбрать приоритет от одного до десяти, тем самым повысив или понизив вероятность выполнения именно ее шагов данным пользователем. Например, вы можете выполнять цепочки по добавлению в корзину в несколько раз чаще, чем цепочки с оставлением комментария.

Сложность ваших цепочек ничем не ограничена и можно настроить несколько шаблонов действий, подходящих практически для любого сайта. Кроме этого каждому шаблону поведения можно будет назначить свой приоритет, чтобы какие-то из них выполняли чаще, а какие-то реже.

Модель «хорошего» поведения посетителя вашего сайта можно, например, подсмотреть в Яндекс Метрике с помощью вебвизора. Это позволит более естественно вписать искусственные переходы в естественную схему, которая имеет место быть на вашем ресурсе.

После создания хотя бы одного шаблона на этой же странице «Конструктора сессий», вы можете привязать его к нужным ключевым словам просто выделив их галочками, выбрав шаблон из показанного ниже выпадающего списка и нажав на кнопку «Применить к выбранным КС».

Шаблоны проходят модерацию на предмет правильности их составления, и после этого уже исполнители начнут осуществлять свою работу (сессии) по заданному вами алгоритму.

Подытоживаем


На мой скромный взгляд, новый инструмент позволит привлечь в сервис тех оптимизаторов, кто опасался использовать ПФ как инструмент для продвижения в Топ. Создав сложные и разнообразные цепочки, можно качественно разнообразить выполняемые действия и уйти от шаблонности, которая может броситься в глаза поисковикам. Ну, а вебвизор из состава Метрики поможет изначально увидеть, как ведут себя «хорошие» пользователи на сайте, чтобы использовать их действия не выбиваясь за пределы естественности.

Кроме повышения позиций в поисковых системах за счет роста ПФ вашего сайта, возможен и побочный эффект от действий исполнителей задний. Во-первых, это улучшение социальных факторов (они тоже учитывается поисковиками при ранжировании) за счет добавления в цепочки заданий по расшариванию и лайкам. А во-вторых, задания с добавление комментариев повышают доверие к вашему сайту и способны вызвать некоторый рост естественного трафика.

Собственно, можете начать работу с конструктором сессий прямо сейчас, не откладывая в долгий ящик.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Еще:

Рубрики :Как самому раскрутить сайт

Комментарии и отзывы


Подписаться не комментируя